Владимир Серкин — профессиональный психолог. Судьба занесла его в Магаданскую область, где он познакомился с неким Шаманом — человеком, который видит наш мир совершенно другими глазами. Шаман владеет многими практиками, которые помогают лучше владеть своим телом и сознанием. Одни практики кажутся очень простыми, другие — сложными, а третьи — очень необычными.
Автор написал книгу настолько живо и интересно, что иногда появляются ощущения, что беседовал с Шаманом лично я. Многие сравнивают стиль написания истории со стилем Кастанеды. Автор напоминает всем критикам, что впервые так были написаны диалоги Сократа в изложении Платона.
Сама книга состоит из дневниковых записей, которые автор составлял то сразу, то по памяти, если дневник в нужный момент не оказывался под рукой. Книга не пытается впечатлить глубокими историями, но каждый диалог с Шаманом пропитан опытом и мудростью. Иногда может сложится впечатление, что Шаман говорит ни о чём, но стоит только проникнуться в смысл его слов, как открывается новая грань в понимании жизни.
Достаточно быть вдумчивым человеком, исследователем по натуре, чтобы оценить его ответы. Книгу оценят любители эзотерической и духовной литературы, если их не отпугнёт внешняя простота подачи.
Предлагаю ознакомиться с несколькими заметками по конкретным эпизодам из книги "Хохот Шамана" и её продолжения "Шаманский лес". В потоке простых рассказов и описаний различных мелких ситуаций вырисовывается какая-то особая картина мира, которая кажется дикой для цивилизованного человека, но всё же по-своему прекрасной.
***
Я — Ворон
— Ты как ворон? Ты подобен ворону? Ты иногда бываешь вороном?
— Я Ворон.
Страницы 7-8.
Выйдя
в утренние сумерки из землянки Шамана за дровами, я пошел по своей
вечерней лыжне. Возвращаясь через час уже по свету, с ужасом заметил на
снегу вдоль лыжни следы существа с четырьмя огромными когтями. Существо
было велико, шаг его составлял два — три метра, когти – не менее четырех
– пяти сантиметров. Судя по следам, существо кралось за мной вечером,
изредка отпрыгивая далеко от лыжни большим прыжком и возвращаясь опять
через пятьдесят – сто метров. В одном месте существо повалилось в снег,
оставив многометровый неглубокий отпечаток. По отпечатку я понял, что
поверхность существа бугриста, и у него не менее восьми коротких
когтистых лап. Самым необъяснимым было то, что при таких габаритах
существо совершенно не проваливалось в снег, и если бы не страшные следы
когтей, еле заметный след не бросался бы в глаза. Ранее я читал о
существе, оставляющем такие следы. Оно называлось Джек – Прыгун,
появлялось в Англии в начале 20 века, и появление его было связано с
большим количеством человеческих жертв. Все же я не бросил дрова, хотя
остаток пути до землянки прошел гораздо быстрее, чем обычно. Оставив
санки на улице, я влетел в землянку, не выпуская из рук топора, и сразу
же приступил к расспросам:
— Здесь водится Джек — Прыгун?
— Это кто?
—
Я читал о таинственном существе в Англии, которое оставляет длинные
когтистые следы на снегу. Их рисунок похож на следы возле моей вчерашней
лыжни.
— Ты испугался? (Шаман захохотал.)
— Согласись, что когти ужасные, и след без провала. Это выглядит уж очень необычно.
—
Я бывал в Англии, когда служил на Северном флоте. Никто мне не
рассказывал про Джека — Прыгуна. А эти следы оставил Ворон. (Хохочет).
— Как это?
— Ворон летит вдоль лыжни и одним крылом касается снега. Жесткие перья оставляют такой след.
— Он сделал это специально?
— Я думаю, он пугал тебя. (Смеется.) Сплошной след лыжни очень смешон для Ворона.
— Откуда ты знаешь?
— Я сам — Ворон.
— То есть ты — как Ворон?
— Нет. Просто я — Ворон.
— То есть ты подобен Ворону?
— Повторяю для особо одаренных: я — Ворон.
— Ты бываешь иногда Вороном, иногда — человеком?
— Хватит задавать дурацкие вопросы. Все равно этот ответ ты не поймешь.
— Хорошо. Как-нибудь еще Ворон может напугать меня?
— Эти узоры на снежных склонах, которые ты фотографируешь, чтобы сравнить с ацтекскими, тоже сделал Ворон.
— Откуда ты узнал?
— Много лет назад я зарисовывал их с той же целью.
— Как Вороны рисуют эти узоры?
— Играют
и веселятся. Катаются на брюхе с крутых склонов, взлетая и садясь в
любом месте. Так они имитируют след ползающих. Потом взлетают и
любуются. Но, конечно, лыжня для них гораздо смешнее. Им самим так
никогда не сделать.
— Но зачем?
— Вороны живут довольно долго и должны развлекаться, чтобы не уставать от жизни.
— Что они еще делают?
— На том месте, где, как ты думал, валялся Джек — Прыгун (смеется), Ворон просто купался в снегу.
— А еще?
— Ворон, который пугал тебя, старше меня. При случае я тебе расскажу еще что-нибудь, но я не могу знать про него все.
Вот такие они — вороны: живут дольше людей, а чтобы скучно не было, рисуют на снегу, забавляются ещё чем-нибудь, а также случайно и специально пугают нас, цивилизованных человеков.
***
Главная ошибка цивилизации
Мне нравится как Шаман смотрит на мир, как парой слов (и с юмором) может подвергнуть нещадной критике цивилизованные представления о нашем мире.
Наша цивилизация накопила столько ошибок, что можно только удивляться, как она не загнулась. А Шаман коротко и ясно выразил суть главной её ошибки, скажем так, концептуального характера. Потому что на протяжении веков она незримой, но основной нитью проходит через всегдашнее стремление цивилизации уподобить всё вокруг самой себе.
Страница 10.
— Люди здесь жили, в понятии человека, всегда. То есть, сколько есть люди, столько они здесь и жили.
— Почему же сегодня это под вопросом?
— Раньше
людям не нужны были уголь, нефть или другие энергоносители. Сегодня они
тратят на это большую часть заработка и мерзнут.
— Что же делать?
— Эта
цивилизация ошибочна в том, что везде стремится создать одинаковые
условия. Такой способ проигрышен, так как требует постоянного притока
энергии извне. Скоро варвары будут изучать способы жить в тех условиях, которые есть.
— Кто это — варвары?
— Варвары — люди со столь низким уровнем культуры, что без своих приспособлений они не проживут в тундре и суток.
Действительно, сколько сил тратится, сколько человеческих судеб бросается в котёл борьбы цивилизации ради самой себя, чтобы распространяться дальше и дальше. На протяжении всей истории человек пытался сделать условия жизни везде похожими, чтобы чувствовать себя комфортно.
Дороги, небоскрёбы, миллиарды проводов и труб — они уже почти везде. Люди тратят свои силы на то, что раньше им не было нужно для жизни, а сегодня не видят жизнь без этого вообще. По сути мы довели себя до ситуации, когда без «протезов цивилизации» даже не имеем представления о жизни с другими параметрами.
Доходит до абсурда, потому что большинство из нас не сможет назвать правильно деревья на улице, а во многих случаях дети даже не знают, как называются овощи и фрукты, но умеют пользоваться пультом от телевизора. Именно это высмеивает Шаман и поэтому называет нашу цивилизацию варварской.
Люди тратят колоссальное количество сил и энергии для того, чтобы в непривычных местах было комфортно, вместо того, чтобы использовать то, что имеется в наличии. Это же смешно: пахать с утра до ночи, чтобы купить автомобиль, обогреватель, комплект батареек, чтобы поехать на несколько часов на природу, не замёрзнуть и вернуться домой. А ведь на природе бесплатно можно раздобыть ветки и пищу, сделать костёр и приготовить ужин.
Каждый уголок планеты уникален. Если в одном месте человеку для жизни будут необходимы одни ресурсы, то в другом месте — другие. Речь идёт о разумном минимуме ресурсов, позволяющих комфортно жить и развиваться.
А что делает варварская цивилизация? Она взяла за основу одни условия комфорта, один тип развития и во всех уголках Земли пытается насадить один шаблон, тратя на него чрезмерно много ресурсов и энергии.
***
Влияние золота на человека
Человек проверяет пробу золота, а золото — пробу человека.
Томас Фуллер
Вообще кажется странным то, что многие тысячи лет подряд человечество буквально боготворит золото. Какой-то странный метал, из-за которого надрываются спины и начинаются войны. Золото превозносят по разным причинам. Мировая торговля стоит на нём, многие страны тратят огромные ресурсы, добыть и накопить как можно больше золота.
Как тут не вспомнить Пушкина?
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда просто продукт имеет.
Ценны деревья — за воздух, реки — за воду, земля — за пищу. На безлюдном и пустом острове любой золото не будет не иметь никакой ценности. Конечно, для современной электронной промышленности и химической отрасли золото полезно и нужно. Во всех изготовленных человечеством изделиях находится 17.000 тонн золота. Вот это масштабы, не так ли?
Страница 34.
Шаман
знает очень много уже ушедших в прошлое способов деятельности, и
иногда, если мне удается задать вопросы, рассказывает о них.
— Черпнул лотком, а дальше?
— Он качает лоток круговыми движениями, и вода смывает легкие фракции.
— Но это — песок. А как они извлекают чистое золото?
— Катают ртуть.
— А из ртути?
— Испаряют ртуть.
— Как испаряют?
— Костер и сковородка.
— Это же ужасно вредно!
— Всем, кто связался с золотом, конец.
— Почему? Есть же благополучные и защищенные золотопромышленники.
— Ты помнишь, как называется золото в таблице Менделеева?
— Aurum?
— Да, латинское название звучит близко к названиям в древнеиндийских языках. Золото влияет на ауру человека. Остальное — следствия измененной ауры.
— Человек может иметь прибыль, например, акционер, но не иметь дела непосредственно с золотом.
— Достаточно того, что он притягивает мысленный образ.
Я не берусь доказывать слова Шамана, но их смысл кажется интересным. Он как бы с другой стороны описал причинно-следственную связь того, почему золото в народной мудрости и фольклоре часто притягивает зло.
Вероятно, проблема не в самом золоте, а слепом поклонение его функциям. Накопительство и стяжательство не естественны, отсюда многие проблемы капитализма. Может, не зря индейцы считали тягу белого человека к золоту странной и даже опасной.
***
Экологическая чистота в меру
Попытки убежать от цивилизации почти всегда заканчиваются фиаско. Можно создать некую дистанцию, чтобы обеспечивать себя жильём, пищей и минимальными природными благами, но при этом всё равно нужно использовать продукты цивилизации: от инструментов, до знаний и связей с внешним миром.
Многие в погоне за здоровьем убегая от неэкологичной среды, и в итоге теряют то, что пытаются найти. Поэтому я предлагаю обратить внимание на ещё одну интересную точку зрения по этому вопросу. А стоит ли бежать от цивилизации за экологичностью?
Страница 36.
Сначала
я думал, что здоровье Шамана во многом обусловлено его жизнью в
экологически чистых условиях и натуральными, “без химии” продуктами.
Последующие наблюдения заставили в этом усомниться. Например, когда мы
выпивали с браконьерами, Шаман не пропускал ни одной и закусывал со
всеми даже весьма сомнительными консервами. В холодные дни он спал
вместе со всеми в трюме возле чадящей «дэски» хотя я спать там не мог и
предпочитал мерзнуть наверху.
— Ты засоряешь организм парами солярки.
— Организм сам очистится.
— Не лучше ли жить по — возможности в экологически чистых условиях.
— Лучше в меру.
— Экологическая чистота в меру?
— Человек не может вечно отгораживаться от мира. Мир все равно прорвется.
— Если будет развиваться экологическое сознание……
— Чепуха. Чтобы быть жизнеспособным, нужно приспосабливаться к любой среде.
— И пусть все засоряется?
— Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.
Как видите, Шаман не чурается ни вредных продуктов, ни соседства с «дэской», т.е. дизельной электростанцией. А здоровье у него, по мнению Серкина, отличное. И вообще Шаман вспоминает события столетней давности так, словно сам в них участвовал…
Да, экологическое сознание и стремление жить в чистых условиях — это хорошо. Но это совет для нас, жителям городов, и так находящихся в прочных объятиях цивилизации. А Шаман живёт годами в тундре, далеко от дорог. Поэтому он и использует любую возможность побывать рядом с цивилизацией.
Выдерживать меру нужно для того, чтобы организм умел приспосабливаться к любой среде, только так можно сохранять реальную жизнеспособность. Вполне возможно, что живя в стерильно экологических условиях человек может жить дольше и здоровее. Но тогда любое влияние чужеродного фактора сможет убить его или серьёзно подорвать здоровье.
Нужно помнить, что мир никогда не прогнётся под нас. Нужно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.
***
Где чище руки: в городе или в лесу?
Страница 3.
Например,
мы моем руки, возвращаясь из леса, Шаман — наоборот — возвращаясь из
стойбища или поселка. Он считает, что на побережье чисто, а инфекция
появляется в местах скопления людей. Логически правильно, но необычно.
Потом уже я вспомнил, что и жители Магадана опасаются подцепить заразу в
Москве, а москвичи — в провинции. Довольно скоро я убедился, что за
такими «бытовыми» мелочами» скрывается целостный сложный и своеобразный
образ мира.
Две логики, два взгляда на мир, и всё на поверхности, в мелочах, но мы не привыкли обращать на них внимание. И самое удивительное то, что какая это вроде мелочь, а всю жизнь многие руководствуются шаблонными мыслями и не замечают сотни мелочей, которые противоречат элементарной логике.
***
Шаманизм
В мире уже много тысяч лет существуют сотни, если не тысячи религиозных направлений. Самым древним направлением считается шаманизм, хотя это не совсем религия, поскольку у него нет чётких правил, иерархии и т.д. У шаманов даже одного региона техника и атрибутика могут сильно отличаться.
Некоторые исследователи видят в шаманизме попытку увидеть единство законов природы, космоса и человека. Это особые знания и особые состояния сознания, которые часто не поддаются логике. Шаман знает, что он часть Вселенной, не выше и не ниже других, он связывается с сущностями тонких миров и пытается получить от них нечто, отдавая взамен то, что нужно им.
Страница 11.
Несомненно,
Шаман — не атеист. Но и не придерживается никакой из мировых религий. К
Духам народов Севера относится уважительно, но не более. Может быть, у
него своя концепция?
— У тебя есть религиозные убеждения.
— В целом — есть.
— Какие?
— Я же — шаман. (Смеется).
— Ты общался с продвинутыми представителями культов, знаком с каноническими текстами?
— Да.
— Почему же тебя интересует примитивный шаманизм?
— Шаманизм — самая древняя форма религиозности. Даже официально — более шестидесяти тысяч лет. При кажущемся примитивизме шаманизм более интегрален, чем современные дифференцированные религии.
— Почему ты так уверен в этом?
— Большинство религиозных учений, развивая одни аспекты, утеряло другие.
— Но была ли в столь древнем шаманизме духовность?
— Если бы высшие силы не стремились себя проявить с древних времен, сегодня не было бы развитой духовной жизни.
— А в чем видишь ограниченность учений?
— В гордыне.
— Как это?
— Когда учение объявляет только себя абсолютно истинным, а все другое — ложными, оно впадает в гордыню.
— Но во многих развитых конфессиях есть высокообразованные и высокодуховные люди. Они мыслят и чувствуют не интегрально?
— На высоких ступенях в любой религии человек начинает быть целостным и понимать ограниченность частного.
— Почему же они об этом не заявляют?
— Кого не слышат, кого не хотят слышать, кто считает, что не поймут, кто боится…
Всё это не отменяет того факта, что в каждой религии есть аспекты, в которых она развилась лучше других, поэтому достижения религиозных учений можно использовать как пищу для ума и души. Главное не быть слепым к знаниям и не впадать в самомнение.
А что шаманизм? Он не знает иерархии, священных текстов, и шаманы не выясняют между собой, кто из них более правильно следует шаманизму.
***
Учёные, рынок и правда
Плюсам и минусам идеи свободного рынка посвящены тонны литературы. В очередном фрагменте из книги Владимира Серкина затронута лишь одна, но ключевая мысль. Начав с биологического открытия и его отторжения научным сообществом, автор плавно перешёл к проблеме диктата свободного рынка западной демократии.
Страницы 17-18.
Кажется,
что в серых, веками обкатанных волной и обточенных льдами камнях никто
не живет. В зависимости от размера камни напоминают китов, моржей, нерп,
лежащих на дне.
Замечаю стайку рачков или очень маленьких креветок.
Они деловиты и активны. Как бы прыгают в толще воды, отталкиваясь от
льда. Только не вверх, а вниз или в сторону. Понимаю, что
жизнедеятельность креветочек протекает как раз в самом холодном слое
воды. Настроив свой Nikon, делаю несколько фотографий, «мувик» и,
довольный, отправляюсь к Шаману.
— Теперь-то докажу биологам, что могут жить нетеплокровные организмы при ниже нуля.
— Будет то же, что и с твоим «снежным пауком».
— Тогда не поверили, а сейчас есть фото и «мувик».
— Некоторые поверили. И многие знают о планктоне и рачках, живущих у кромки льда. Но общая точка зрения изменена не будет.
— Да, наверное… Почему ученые стали так часто игнорировать очевидные факты?
— Не
только ученые. Все общество. Это называется «политкорректность». Важна
не правда, а согласие и уважение к любым чужим суждениям. А уж
опровергать общепринятое — совсем дурной тон.
— Почему такое явление?
— Система борется за выживание и не приемлет противоречащего.
— Какая система?
— Западная демократия.
— Ей-то чем грозит правда? Она на этом стоит.
— Стоит не на правде, а на рынке. А правда в том, что она не может ограничить рынок.
— И что плохого?
— Заметил, что климат меняется?
— Да.
— Не ограничив рынок, невозможно ограничить выбросы в атмосферу. Этим Запад погубит все живое.
— То есть человечеству нужна для выживания другая система?
Шаман не ответил на риторический вопрос и занялся печкой.
— Но, может, люди сумеют договориться об ограничении производств?
— Скорей бы, а то поздно… И это будет уже не рыночная и не демократия.
Так
и получается, что правда не нужна ни учёным, ни обществу. Хотя на
планете ресурсов хватило бы всем, но она никогда не сможет удовлетворить
человеческую жадность с бесконечно прожорливой концепцией рынка.
***
Общество и культура
Страницы 19-20.
С точки зрения Шамана, эвелны являются более культурными людьми, чем мы. Я попытался получить более подробные пояснения.
— Наша цивилизация прошла те же стадии, что и эвелны, только раньше, однако. Почему считаешь их цивилизацию лучше?
— (Шаман
улыбнулся моей стилизации под речь эвелнов). Они развивались в более
трудных условиях, у них сильнее общинная мотивация.
— Русские тоже дольше других жили общинами. Какое в этом преимущество?
— У
русских тоже общинное настроение было сильнее, чем у западных. Сейчас
они проходят критическую точку поворота, однако. (Шаман опять
улыбнулся).
— Что за поворот?
— На свободу личности.
— Так это прогрессивно.
— До определенных пределов. Пока, однако, индивид считается с интересами вида.
— Человек — не только биологический индивид.
— Когда «совсем свободная личность» перестает жить для общества, общество разрушается.
— Как это проявляется?
— Например, техногенными катастрофами.
— Не вижу связи.
— Чтобы
управлять сложными и масштабными техническими системами, например
самолетом или энергостанцией, нужно на время полностью забыть о себе,
посвятить себя служению другим через взаимодействие с системой.
Современный человек, личность которого направлена на «самоактуализацию
себя», не может этого. У него нет ни ценности, ни дисциплины
самоотречения.
— И это Ведет к катастрофам?
— «Независимая»
личность все более отдаляется от мира, противопоставляется,
самоутверждается за счет него. А мир все равно возьмет свое, иногда
очень резко.
— Но человек живет не для абстрактного общества, а для родных, близких, друзей.
— Если орган начинает жить не для организма, а только для себя и соседних органов, организм быстро разрушится.
— Разумно живя для себя, личность взаимодействует с другими, идет обмен услугами, товарами, информацией.
— В этом другая сторона опасности. То, что вы называете «личность», полностью направлено на отношения с другими людьми.
— Что в этом плохого?
— Человек
должен быть направлен и на отношения с окружающими, и на отношения с
Духом. Без людей, направленных на отношение с Духом, общество
деградирует.
— У нас много людей борются не только за себя и близких, а, например, за права всех людей.
— Такие
немного стабилизируют ситуацию. Но из них большинство таким способом
просто презентирует себя окружающим, хотя и не осознает этого.
— Им это невыгодно. Зачем?
— В
детстве им внушили, что заботиться о человечестве хорошо. Так они
показывают окружающим и себе, что они хорошие. Хотя большинство из них
искренни, мало кто следует за своим Духом.
Есть такое понятие, как духовное самомнение. Это когда люди поступают правильно, чтобы подпитывать представление о собственной исключительности. С виду происходит развитие: подъёмы по утрам, пробежки, правильное питание, отказ от вредных привычек. Или человек ударяется в религию, молится и при всяком случае крестится.
Но по существу внимание направлено не на суть действий, а на их восприятие окружающими и для сравнения с ними. Кто не бегает по утрам — слабак; кто не ходит в церковь — жалкий атеист. Вместо развития постоянные оценки с целью максимально возвыситься в собственных глазах.
***
Секс и ощущение жизни
Без предисловия. Любопытное мнение Шамана о причине культе секса.
Страницы 24-25.
— Как живешь долго без секса?
— Не так долго, как думаешь.
— Все же очень долго по городским меркам.
— Секс нужен не так часто, как кажется городским.
— Почему же такой культ секса?
— Люди заменяют им недостающие части своей жизни.
— Как? Какие?
—
Например, человек, живущий рутинной жизнью, перестает чувствовать себя
живым. Секс дает ему ощущение жизни. Естественно, что он зависим от
этого.
— А как иначе почувствовать себя живым?
— Дух, любовь, ненависть, творчество, вера, цель… Все, что поднимает человека над рутиной, освобождает от псевдозависимостей.
— Почему секс дает ощущение жизни?
— Не сам. Ощущение жизни дает связь с миром. Связь с партнером на некоторое время заменяет это.
— Почему же люди не стремятся так к другим связям с миром, как к сексу?
— Он многогранен и легко доступен. Для многих других связей с миром нужны усилия, воля, труд души.
— А сам секс не является связью с миром?
— Только часть ее. Как, например, жиры в пище. Они нужны, но не могут быть единственной пищей.
Лаконично и грамотно. Думаю культура секса существовать может, но точно не культ и не попытки навязать ложное представление про секс детям со школы. В общем, без строгой и нравственной государственной политики здесь нельзя.
Идём дальше.
— Значит, Фрейд был не прав, утверждая, что наши сны — символизм бессознательного?
— Прав, частично. Это хуже, чем вообще не прав.
— Как это?
— Частичная правдивость скрывает то, что неверно.
— А что еще в наших снах?
— Инспирации, инвольтации. На русском нет точного термина, примерно-влияния.
— Кто на нас влияет?
— Духи, сущности, миры высшие и низшие.
— Это не творения коллективного бессознательного?
— Беда, коли влияния высших миров трактуются как игра сексуальных инстинктов.
— А я думал, что сам творю все, что вижу во сне.
— А ты подумай, что такое «я сам»?
Фрейд доживал свои дни очень печально,
с целым букетом болезней. Несмотря на множество важных открытий, он
слишком увлёкся частностями и задал на психологии направление, от
которого она долго не могла избавиться. Его наследие можно изучать, но
максимально аккуратно.
А теперь вернёмся к основной теме.
В последнее время наша цивилизация всё больше погружается в культ секса. Если 50 лет назад в фильмах его почти не было, то сейчас он везде. Даже в рекламе используют скрытые сексуальные знаки, чтобы повлиять на подсознание и привлечь внимание.
Но культ секса уже встречался в нашей истории. Типичный пример — Древний Рим. Разврат там был нормой, он отражён в монетах, картинах и скульптурах. Сексуальные практики римской знати даже по современным представлениям являются перебором. Культ секса заменил для них недостающие части жизни, Римская Империя погрязла в проблемах и не смогла из них выбраться.
01.06.2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий