29 октября 2014

Голодные игры: зеркало реальности

И пусть удача всегда будет с вами!
 
Первую и вторую серию «Голодных игр» я посмотрел уже давно. После второго фильма я перечитал всю трилогию, т.к. хотел знать, чем всё закончилось, не дожидаясь выхода третьей части The Hunger Games: Mockingjay.

Мнение об истории Голодных игр у меня уже сложилось, поэтому могу поделиться общими впечатлениями. И пусть фильм не идентичен книге, в которой повествование ведётся от первого лица, во всех основных аспектах он следует оригиналу так, что разницу можно и не заметить. А во многих местах экранизация отлично дополняет оригинальную трилогию. 



Спойлеров к истории здесь почти не будет, так что можете смело читать дальше.

Голодные игры — это мир будущего, в котором американская мечта обернулась всем худшим из американской действительности. На территории Северной Америки, после неизвестной катастрофы, стёршей с лица Земли современную цивилизацию, существует тоталитарное государство — Панем, которым правит президент Сноу. Панему по меньшей мере несколько столетий, но сравнительно хорошо известны последние 75 лет его истории.

Первая часть «Голодных игр» начинается в 74 году. Летопись ведётся от Тёмных дней, когда прошло великое восстание дистриктов против столицы — Капитолия. В этой войне якобы был уничтожен 13-й дистрикт, а остальные были подчинены диктатуре Капитолия. После восстания были учреждены Голодные игры — жестокая игра, реалити-шоу на выживание, которое демонстрирует власть Капитолия над дистриктами.

Каждый год проводится Жатва, когда с каждого из 12-и дистриктов берут 1 юношу и 1 девушку в возрасте от 12 до 18 лет, которые будут сражаться в битве «всех против всех» за свою жизнь и демонстрацию щедрости Панема. В победителях остаётся только один. И хотя некоторые дистрикты во время Тёмных дней были на стороне Капитолия, они всё равно обязаны участвовать в Играх.

Главная героиня — Китнисс Эвердин, 16-летняя девушка, которая живёт в Дистрикте 12, который специализируется на добыче угля. Дистрикт 12 расположен в горах Аппалачи, его население не превышает 8000 человек. Китнисс по воле судьбы придётся вступить на арену Голодных игр.

Хотя предыстория этой антиутопии не очень развита, тем не менее это совершенно не портит впечатления от мира и атмосферы Голодных игр. Поскольку повествование идёт от лица молодой девушки, можно предположить, что её не обучали реальной истории, если о прошлом вообще кто-то знал правду. Так что в этом плане всё в порядке; при желании каждый может придумать собственную предысторию Панема.

Может быть, что автор трилогии Сьюзен Коллинз намеренно не задела прошлого в конкретных деталях. Так легче протянуть нити к настоящему и прийти к мысли, что такое будущее вполне возможно: стоит нашей цивилизации пережить глобальную техногенную или природную катастрофу, сильные мира сего вновь постараются построить рай для себя и ад для всех. История уже не раз показала, как отдельные страны способны скатиться к уровню концлагеря.



Фильм захватывающий — не эффектами, не боями, а сюжетом. Он, как и книга, понравится всем, кто любит ощущение свободы, т.к. показанный мир — это мир без свободы. Мне всё время хотелось, чтобы главная героиня вырвалась из системы, куда-то убежала, потому что атмосфера мира Голодных игр, как и многих антиутопий, напоминает огромную клетку. Свободы там нет и быть не может. Но так получилось, что Китнисс не боролась с системой из-вне, а нанесла удар изнутри, и в самое сердце.

Это история о столкновении тоталитаризма и свободы. Эта история держит читателя/зрителя в постоянном напряжении. Не удивлюсь, если через полвека Голодные игры войдут в список лучших приключенческих романов начала 21 века.

Очень радует, что главные герои — люди с большой буквы: они добрые, способны на сочувствие и даже самопожертвование, они стремятся к справедливости, у них есть жизненные принципы и идеалы. Такими и должны быть герои, которым будут подражать миллионы подростков по всему миру. В наше время герои с такими качествами большая редкость. В книге и фильме много моментов, которые учат настоящим поступкам.

Рекомендую Голодные игры всем, кто любит фантастику, антиутопии, а также приключения; боевых эпизодов в нём немного, но они поставлены достаточно умело и не перетягивают на себя всё внимание.

Всё это вместе заставляется задуматься — а в том ли мы направлении двигаемся? Какое будущее будет настоящим наших потомков? С чего начать изменения, чтобы мир стал лучше? И вообще, живём ли мы настоящей жизнью?

Символ сойки-пересмешницы

И вспыхнет пламя!

Хочу рассказать о сойке-пересмешнице. Что это за птичка? Лучше всего на этот вопрос ответит главная героиня книги. Предлагаю достаточно короткий, но при этом исчерпывающий фрагмент:

Забавные птицы — сойки-пересмешницы, зато Капитолию они точно бельмо на глазу. Когда восстали дистрикты, для борьбы с ними в Капитолии вывели генетически измененных животных. Их называют перерождёнными или просто переродками. Одним из видов были сойки-говоруны, обладавшие способностью запоминать и воспроизводить человеческую речь. Птиц доставляли в места, где скрывались враги Капитолия, там они слушали разговоры, а потом, повинуясь инстинкту, возвращались в специальные центры, оснащенные звукозаписывающей аппаратурой. Сначала повстанцы недоумевали, как в Капитолии становится известным то, о чём они тайно говорили между собою, ну а когда поняли, такие басни стали сочинять, что в конце-концов капитолийцы сами в дураках и остались. Центры позакрывались, а птицы должны были сами постепенно исчезнуть — все говоруны были самцами.



Должны были, однако не исчезли. Вместо этого они скрестились с самками пересмешников и так получился новый вид птиц. Потомство не может чётко выговаривать слова, зато прекрасно подражает другим птицам и голосам людей — от детского писка до могучего баса. А главное, сойки-пересмешницы умеют петь как люди. И не какие-нибудь простенькие мелодии, а целые песни от начала до конца со многими куплетами — надо только не полениться вначале спеть самому, и птицам должен понравится твой голос.

Интересная птичка, правда? За то, что она дважды нарушила планы Капитолия, она стала символом сопротивления. Красивый образ, который по сюжету был воплощён в брошке.

По книге брошь с сойкой принадлежала Мейсли Доннер, погибшей девочке-трибуту 50-ых Голодных игр. Брошь наследовала племянница Мейсли — Мадж Андерси, дочка мэра, которой Китнисс иногда продавала землянику. Мадж подарила брошь Китнисс на удачу, как хорошая подруга. В фильме история броши изменена: героиня получила её в подарок от Сальной Сэй, торговки из Котла — чёрного рынка дистрикта 12, на месте которого когда-то был угольный склад.


Также в фильме изменили внешний вид брошки. В книге написано: «кажется, кто-то сделал сначала маленькую золотую птичку, а уж после прикрепил её к кольцу. Птица касается кольца только самыми кончиками крыльев». Никакой стрелы здесь нет, но для экранизации птичке в клюв поместили стрелу. Также в фильме птичка касается круга и крыльями, и хвостом, хотя по книге — только крыльями.

Эскиз этого изображения принадлежит Тиму О’Брайену, креативному директору по дизайну обложек издательства Scholastic, который работал вместе со своей женой Элизабет Париси.

Лично мне нравится изначальная сойка-пересмешница без стрелы. По сути на постере третьего фильма она изображена. Тут получается маленький сюжет со смыслом: птица держит стрелу как символ борьбы, вспыхивает огнём, а потом расправляет крылья и разрушает кольцо вокруг себя, словно оковы, обретая свободу.

Видимо, Сьюзен Коллинз одобрила эскиз броши для экранизации, так что спорить тут не о чем. Просто иногда хочется, чтобы центральные символы историй не имели лишних вариаций.


Кстати говоря, у каждого из 12 дистриктов есть свой символ, который соответствует его роду деятельности. Есть и символ у Капитолия, столицы Панема — орёл со стрелами, который мне тоже нравится, но он строгий и агрессивный. Mockingjay, конечно же, лучше

Вообще любые символы и знаки, которые изображают животных и разные явления природы, имеют право считаться красивыми. Но mockingjay, по-моему, особенная: и не настоящее живое существо, и не мифический феникс, но научно-фантастическое существо — она символ борьбы против диктатуры из выдуманного мира. Возможно, в будущем какие-то движения будут брать на «вооружение» этот красноречивый символ. Всё в мире меняется, и почему бы символом перемен к лучшему не стать сойке-пересмешнице из мира Голодных игр?

Стрелолист — Китнисс Эвердин

С  голоду  ты  не  умрешь,  тебе  нужно  только  найти  себя

Имя Китнисс происходит от растения стрелолист (англ. «katniss»), которое растёт в водоёмах и обладает узкими длинными листьями. Всего род этого многолетнего растения семейства Частуховых насчитывает более 40 видов. Латинское название растения (sagittária) происходит от «стрела», что символизирует навыки Китнисс в стрельбе с лука. Растёт стрелолист в умеренных и тропических регионах, цветёт с июня по август. Цветы у него белые, обычно по три цветка на одной завязи.

цветок стрелолиста
листья стрелолиста


«Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz», 1885
 

Корневища растения имеют утолщения — клубни. Они богаты крахмалом и съедобны. В варёном или печёном виде клубни по вкусу напоминают картошку, но их также можно смолоть в муку для приготовления хлеба или киселя. По сюжету Китнисс часто собирала клубни стрелолиста, блюдо из клубней было частью её обеда перед отъездом в Капитолий. Вот весь фрагмент, где главная героиня рассказывает о своём имени и стрелолисте:

Однажды в конце лета я купалась в озере, и моё внимание привлекла высокая трава, торчащая из воды. У неё были белые цветы с тремя лепестками, а листья острые, как наконечники стрел. Я присела в воде и, раскопав пальцами мягкое дно, вытащила горсть корней.

Невзрачные голубоватые клубни, но если сварить, не хуже картошки будут. «Китнисс», — произнесла я вслух. Это давнее название стрелолиста дало мне имя. Я словно услышала весёлый голос отца: «С голоду ты не умрешь, тебе нужно только найти себя». Несколько часов я выкапывала где палкой, где пальцами ног маленькие клубеньки. Вечером у нас был пир — рыба с корнями стрелолиста, и мы впервые за долгие месяцы наелись досыта <…> Всё утро я соревновалась с белками, собирая орехи, а после обеда, когда потеплело, выкапывала на мелководье клубеньки стрелолиста.

Критики обращают внимание на тот факт, что в реальном мире стрелолист не растёт в Америке. Он распространён в Европе и Азии. В России его можно встретить по берегам рек, озёр и других водоёмов. Но дело в том, что события Голодных игр происходят в достаточно далёком будущем. За это время стрелолист мог как естественным, так и искусственным путём попасть в Северную Америку. 

Актуальное послание

Какая хрупкая система: рушится из-за горсти ягод.

Поделюсь своими размышлениями о социальном аспекте сюжета Голодных игр. В сюжете задеты многие важные вопросы общественного развития, на которые не каждый обращает внимание.

Небольшая ремарка. Зашёл я как-то на сайт-справочник о Голодных играх; читал статьи, поглядывал комментарии. Меня очень удивило, что в материале о Финнике Одэйре фанаты обсуждали платья, романтические отношения и другие вещи, совершенно игнорируя жестокость окружающей реальности.

 


Это тоже может быть интересно, но для меня на первом месте стоит вопрос: не показан ли в сюжете иносказательно наш мир, ситуация во многих странах, не является ли это предупреждением на будущее. Для меня нет разницы, во что одеты герои, когда они решают проблемы жизни и выживания, сражаются против диктатуры Панема. Увы, в большинстве случаев читатели и зрители обсуждают «лучшую пару Финику», но не это.

Капитолий, который почти полностью населён не ведающими горя жителями, требующими только хлеба и зрелищ, нещадно высасывает все ресурсы из подчинённых дистриктов. В этом Капитолию помогает регулярная армия — «миротворцы», многие из которых на местах бесчинствуют, грабят и насилуют.

Но главное оружие Капитолия — это Голодные игры, реалити-шоу, которое выполняет несколько целей: показывает дистриктам их место, разобщает их между собой, а своим жителям даёт возможность наслаждаться первоклассным зрелищем.

Также Голодные игры дают «надежду». Ведь вроде проще было бы устраивать массовые казни, но тогда никакой надежды бы не оставалось. Контролировать надежду — вот главная цель Панема. Покажи населению дистриктов, что надежды нет — бунт не за горами; покажи, что надежда тобой не контролируется — бунт снова не за горами.

Процитирую предисловие к первому роману, в котором Сьюзен Коллинз раскрыла несколько причин к созданию сюжета Голодных игр:

Трудно назвать какую-то одну причину. Наверное, первые семена были посеяны ещё в детстве, когда в возрасте восьми лет я увлеклась мифологией и прочитала историю о Тесее. Миф рассказывает о том, как в наказание за прошлые провинности афиняне должны были в определённые годы посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их бросали в Лабиринт, обрекая на съедение чудовищному Минотавру. Уже тогда, в третьем классе, я осознала безжалостный смысл этого требования: попробуйте тронуть нас, и мы не просто убьём вас, мы будем убивать ваших детей.

Также в детстве я смотрела очень много фильмов о гладиаторах: древние римляне умели превращать казни в массовые развлечения. На каникулах мы часто ездили с отцом, военным специалистом и историком, к местам известных сражений, а в старших классах я много путешествовала с фехтовальным обществом. Но непосредственным толчком послужил сравнительно недавний случай: сидя у телевизора и щелкая пультом, я вдруг перескочила с реалити-шоу на репортаж о реальных военных действиях. Тогда-то и родилась история Китнисс.

Возможно, потому, что книга написана от первого лица, Китнисс очень близка моему сердцу. Надеюсь, она найдет путь и к вашему.

Как видите, причины есть как и в прошлом, так и в настоящем. Поэтому само собой разумеется, что в сюжете есть намёки на нашу историю, но лично я считаю, что Голодные игры больше показывают наше настоящее и предупреждают к чему оно может скатиться в будущем, если мы не изменим себя и мир вокруг нас.

Шоу и надежда

Посмотрите, как контролируют надежду в нашем мире. По всем каналам показывают развлекательные шоу, везде яркие наряды, также есть конкурсы, победив в котором, каждый имеет шанс выиграть миллион, а остальным кукиш. Неважно, что где-то идут войны, или ещё хуже — война идёт в твоей стране. И без войн люди гибнут от нищеты в твоём же городе, на твоей же улице. Главное — смотри новости, верь СМИ, подкармливай надежду на лучшую жизнь сюжетами из экрана, и всё будет хорошо.

В этой адской машине пропаганды важную роль играет профессиональный спорт. Как и любое шоу, он управляет эмоциями. Болельщики и целые народы обожают одних и ненавидят других. Спорт как бы объединяет одних, но разобщает других и усиливает вражду. Это как Голодные игры, но без явных убийств.

Также миллионы людей с детства надрываются ради того, чтобы быть похожими на очередную звезду. Они тратят меньше времени на саморазвитие, меньше обращают внимание на несправедливое мироустройство. В каком-то смысле такой делает и участников, и зрителей инвалидами.




О рабстве

Раньше раб жил и работал под присмотром своего господина. Его нужно было кормить, одевать, даже лечить, а иногда и надсмотрщикам платить. Немного неудобная система. Вот сейчас хорошо: раб сам ходит на работу, сам покупает себе одежду, еду, лекарства. Идеально, если зарплата не превышает уровня строго для поддержки существования до следующей зарплаты.

Также нужно, чтобы у раба был минимум свободного времени, а если оно всё-таки находится — то чтобы раб ни в коем случае не смел использовать его для своего развития. Поэтому и существует море развлечений, которые отвлекают раба от того, что помогло бы ему вырваться из замкнутого круга. Появилось свободное время? За твои же деньги его у тебя заберут.

Историческая аналогия

Мне кажется, что в книге были намёки на современные и исторические государства — а именно СССР и США. Дистрикт 13 представлен в виде строгой системы, но не из прихоти, а из-за внешнего давления, прямо как СССР. Все подробности устройства дистрикта 13 не описаны, но ясно одно: он сохранил своих граждан и способность к сопротивлению. Когда рядом Панем с его мощью и технологиями, это многого стоит.

Панем очень похож на США с их резервациями, политическими колониями и капитолиями в каждом штате. География расположения Панема усиливает это ощущение. Может быть, в виде Панема она показала не столько современные США, сколько американскую систему в вероятном будущем, если она окончательно лишится человеческих принципов.

Впрочем, Панем может быть похож практически на каждую страну: в столице кипит жизнь, мода доходит до извращения, а чем дальше — тем беднее; из регионов тянут ресурсы, люди не живут, а выживают, но живут телевизионной надеждой.

В завершение

«Голодные игры» дают пищу для ума. Я вновь задам читателям несколько вопросов. Также задавайте вопросы себе сами и ищите на них ответы. В том ли направлении мы движемся? Какое будущее будет настоящим наших потомков? С чего начать изменения, чтобы мир стал лучше? И вообще, живём ли мы настоящей жизнью?

29.10 — 05.11.2014 

***

Комментарий к вопросу о заговоре Панема и Д-13
(спойлеры)

Я могу согласиться с тем, что победа Дистрикта 13 над Капитолием не опрокидывает несправедливую систему окончательно, а только меняет её форму, но не согласен с тем, что Капитолий и Д-13 были в сговоре. Они были разделены 75 лет, сменились поколения, и уж очень строгий образ жизни вели "тринадцатые", чтобы просто притворяться.

И тем более не считаю, что ядерное оружие было оставлено «тринадцатым» для паритета по схеме «заговора». Можно найти много логических причин, почему Д-13 смог получить ядерное оружие. Они могли производить его, но не имели систем управления, а во время Тёмных времён получили его и сумели напугать Капитолий, который согласился оставить их в покое. Д-13 как бы по законам логики стал центром противостояния Капитолию. Эта роль не для лесорубов или фермеров.

Так же не считаю, что ликвидация Сноу — это часть чьего-то «плана». Ни в книге, ни в фильме нет ни единого намёка, что в Панеме есть другие глобальные игроки, которым могла быть выгодна зачистка старых элит под видом революции. Показанные короли и ферзи по сюжету действительно являются самыми главными фигурами противостояния.

Личность Плутарха и его реакция на ключевое событие тоже подтверждают, что никакого сговора не было. Он был идеалистом и слишком поздно понял, как власть развратила президента Коэн. Но когда Сойка убила Коэн, Плутарх ощутил надежду, что произошло не просто убийство, а важный сдвиг эволюции сознания, что это не крах революции, а её настоящее начало.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий