Более опытный и умудрённый жизнью человек часто видит мир менее искажённо, чем молодой и неопытный человек. И первый гласно или негласно старается помочь второму, хотя ему может казаться, что первый презирает его и лишь занимается насмешками.
Конечно, это не аксиома. Многие умные люди ведут себя нахально и не заслуживают звания учителя, они беспринципны и готовы идти по головам. И возраст тут ничего не решает: молодые могут иметь открытое сердце и живой ум, так что обретают мудрость раньше, чем некоторые «учителя».
В приключенческих книгах Карла Мая «Виннету, вождь апачей» и «Белый брат Виннету» есть несколько красивых эпизодов, где достаточно корректно показан один из типов взаимоотношений между учителем и учеником.
Глава II. Клеки-Петра.
— Поверьте,
все так и было. Этот парень прицелился в самого большого, самого
сильного быка и свалил его одним выстрелом, словно старый, опытный
охотник. Конечно, я всыпал ему как следует за «легкомыслие», но я-то знаю цену такому выстрелу!
— Я тоже, — подтвердил Стоун. — Из гринхорна получится отличный охотник-следопыт.
— И совсем скоро, — долетел до меня голос Паркера.
— Да, —
сказал Хокенс, — он вестмен от рождения. К тому же эта его необычайная
физическая сила! Вы видели, как он вчера один вытянул тяжеленный воз?
Где пройдет — там трава не скоро поднимается! И тем не менее я считаю, мы не должны хвалить его.
— Но почему?
— Иначе он зазнается.
— Да нет, вряд ли.
— Конечно, парень он бесхитростный, и все же никогда не следует слишком хвалить человека, даже самый скромный может зазнаться.
А потому будем и впредь называть его гринхорном. У парня есть все
задатки стать со временем настоящим вестменом, но их еще надо долго и
упорно развивать.
— Сэм, ты хоть поблагодарил его за то, что он спас тебе жизнь?
— И не подумал!
— Ну уж это ни в какие ворота не лезет!
— Мне все равно, чтоб мне лопнуть! Можешь считать меня неблагодарным, но я думаю о парне. Главное, чтобы он не заважничал и оставался таким, как есть. Хотя, признаюсь, я бы с удовольствием пожал ему руку и расцеловал в обе щеки!
Учитель Сэм Хокенс открытым текстом говорит товарищам, что он не хвалит и не собирается хвалить новичка, чтобы тот не зазнался. И учитель говорит, что этим самым он оказывает помощь салаге, чтобы он стал настоящим профессионалом.
Новичок, он же главный герой, благосклонно относится к своему учителю и часто говорит в книге, что не сердится на учителя за его разные колкие слова, потому что понимает, что он желает ему только добра.
Учитель воспитывает скромность в ученике, а тот всё понимает и проявляет уважение. Красивая картина, немного идеализированная, но в жизни подчас встречается.
По сюжету Сэм Хокенс не раз ошибается, но и тут можно задуматься: а не очередной ли это урок? Сделав ошибку, ты даёшь ученику возможность проявить себя, оценив ошибки и риски.
Далее Сэм Хокенс прямым текстом говорит то, что говорят только самые мудрые учителя — что им приятно, когда ученик превосходит учителя
Глава V. Ясный день.
— Какая замечательная вещь этот рисунок [по которому совпал след копыта], надо обязательно взять на заметку, — воскликнул Сэм.
— Да, возьми на заметку! — подхватил Паркер. — И еще кое-что.
— Что?
— А то, что ты, учитель, учишься у своего ученика.
— Неужели ты думаешь, что обидел меня, старина Билл? Ничего подобного, хи-хи-хи! — засмеялся Сэм. — Учителю всегда приятно узнать, что его ученик превзошел учителя по уму и смекалке.
В жизни такое заметить сложно, но в определённых сферах — очень легко. Спортивные ранги имеют чёткие критерии, и часто можно увидеть, как учитель уровня кандидата воспитывает целую плеяду мастеров уровня страны и даже мира. Получается, что ученик не только получает некие знания, но и привносит что-то своё. Опыт одного и талант второго порождают истинное мастерство.
Глава I. В роли сыщика.
— Если кому-нибудь повезет,
то газеты кричат об этом на каждом углу, а о тех тысячах, что тонут,
гибнут и пропадают без следа, — молчок… Моя мать души во мне не чаяла, и
благодаря ее стараниям и хлопотам я достиг такого высокого положения,
откуда явно проглядывало счастье. Но затем она умерла, а я считал себя значительно умнее других — и поплатился за это. Мой вам совет, сэр: будьте благоразумнее меня.
— Не
сердитесь на старика, сэр. Я тоже когда-то учился в университете и даже
теперь с удовольствием вспоминаю, каким нахальным и самонадеянным
мальчишкой я тогда был. Прощайте!
Мне хотелось рассердиться на него, я пытался вызвать в себе злость, но не мог. Почему-то старый вестмен внушал мне жалость. Он
наговорил массу неприятных вещей, но при этом его голос звучал мягко,
дружелюбно и убедительно. Все его поведение свидетельствовало о том, что
он относится ко мне благосклонно и по-приятельски. Несмотря на
свое внешнее уродство, Олд Дэт произвел на меня приятное впечатление,
хотелось открыться и спросить его совета, но я не имел права вводить
постороннего в курс дела, порученного мне, и только мне, хотя и
сознавал, что такой опытный человек мог бы оказать неоценимую помощь в
моих поисках.
Хоть Олд Дэт неважно выглядел и наговорил грубостей, на самом же деле дал много хороших советов, в том числе на тему скромности, и отнёсся к главному герою благосклонно, что тот про себя и отметил.
Глава IV. Через пустыню Мапими.
— Что случилось? — встревоженно спросил я.
— Уши
Виннету услышали, как на каменной тропе споткнулась лошадь. Ко мне
скачет гонец, и ему придется спешиться, чтобы проверить, кто сидит у
костра. Поэтому я встал, чтобы он издали увидел меня.
Невероятно
чуткий слух Виннету не подвел его. Вскоре к нам действительно подъехал
всадник, остановил коня и спрыгнул на землю перед вождем. Тот
встретил его строго: выговорил ему за то, что воин не сумел приблизиться
бесшумно. Апач с уважением выслушал неприятные слова вождя, ничем не
выказав своего недовольства или раздражения. Это был свободный воин, признающий волю и приказ начальника.
В последней характеристике проявилась интересная деталь. Виннету не просто слепой исполнитель, он — свободный воин, который сознательно подчиняется и учится у более опытного вождя.
Я и ученик, и учитель
Надо сказать, что каждый человек для всех одновременно и учитель, и ученик. В суете жизни мы на это не обращаем внимания и даже не задумываемся. Но в многообразии различных ситуаций мы всегда передаём и получаем какой-то опыт. А это лучше работает, как правило, когда мы готовы уважать других и видеть в них положительные качества, а иногда и признавать их превосходство.
Настоящий мастер продолжает своё развитие и готов внимать озарениям учеников, случайных людей и даже ситуаций. В процессе обучения мастер как бы заново проходит предыдущие ступени развития, вспоминая и оттачивая их, а иногда по-новому смотрит на свою систему знаний и улучшает её.
Взаимоотношения учителя и ученика — не редкость в книжных историях или в кино. Да, часто они не попадают в центр сюжета, но всё-таки занимают какое-то место. Если это замечать при просмотре фильмов, то многие истории обретают новый смысл.
Учитесь и обучайте!

Комментариев нет:
Отправить комментарий