Предназначение искусства
Посмотрел интересную лекцию о картинах Петрова-Водкина. Часть смыслов можно свести к следующему утверждению: "Искусство поднимает обычные вещи на необычайную высоту, делая прекрасным самое обыденное". В минуты созерцания или соприкосновения с произведением искусства – просмотра картины, чтения или даже написания книги – мы становимся самими собой, открываемся самым простым вещам и естественным радостям жизни. В этот момент искусство позволяет нам "быть", а не "казаться", отбрасывая наносное и ненужное. Это момент обретения свободы и внутренней гармонии, чувства единения с миром.
03.01.2017
***
Праздник - каждый день
Резюмирую мысль из серии лекций. Праздник – момент особо острого
переживания времени, как активно действующего фактора, а не меры
пространства. У греков были понятия кайроса и хроноса, они как раз
соответствовали данным определениям.
И в обычные дни иногда появляется ощущение особого приподнятого настроения, в такие моменты кажется, что ты понимаешь смысл всего, что тебя окружает. Особенно часто такое ощущение появляется именно после того, как что-то сделал или изучил, даже от созерцания события, пейзажа, и очень часто от соприкасания с предметами искусства. Последние часто намеренно превозносят обыденное, показывая качественную разницу в двух состояниях одного и того же. Словно разница между обычным и праздничным днём.
Иногда говорят, что каждый день нужно проживать как праздник. Наверное, смысл именно в этом ощущении, а не с другими ассоциациями слова «праздник». Жизнь, наполненная чувством праздника, позволяет особенным образом видеть и чувствовать мир, историю, своё место в жизни.
И в обычные дни иногда появляется ощущение особого приподнятого настроения, в такие моменты кажется, что ты понимаешь смысл всего, что тебя окружает. Особенно часто такое ощущение появляется именно после того, как что-то сделал или изучил, даже от созерцания события, пейзажа, и очень часто от соприкасания с предметами искусства. Последние часто намеренно превозносят обыденное, показывая качественную разницу в двух состояниях одного и того же. Словно разница между обычным и праздничным днём.
Иногда говорят, что каждый день нужно проживать как праздник. Наверное, смысл именно в этом ощущении, а не с другими ассоциациями слова «праздник». Жизнь, наполненная чувством праздника, позволяет особенным образом видеть и чувствовать мир, историю, своё место в жизни.
04.01.2017
***
Безграничность - не бесформенность
Во
Вселенной всё подчинено единым законам,
среди которых есть законы сохранения
форм и развития. Творчество и искусство
можно рассмотреть в разрезе представлений
об этих законах.
Искусство
не обязано всегда быть «правдивым» и
узнаваемым, но по своей внутренней
динамике должно провоцировать человека
на какие-то изменения, развитие, расширение
сознания. Великое искусство даёт человеку
возможность выйти из привычных границ,
из-за чего говорят, что оно опережает
своё время.
При
этом искусство должно сохранять свою
форму. Изменять её, делать более сложной
и развитой, но не отказываться от неё
окончательно. Слегка надламывать,
проверяя на прочность, но не стремиться
вовне. Потому что форма позволяет не
рассыпаться смыслам и даёт им удерживать
своё направление. Без формы содержимое
теряет смысл и силу для движения.
Также
искусство не имеет
права застывать на одном месте, замыкаться
в себе – иначе оно уже не будет собой.
Не исследуя нового,
не предлагая новых взглядов и решений,
такое «искусство» будет просто собирать
пыль.
05.01.2017
***
Сколько времени стоят окружающие нас вещи?
Помещаем бессмертного человека в природную зону, полностью обеспеченную
всеми видами ресурсов в радиусе нескольких километров. Сначала у него
ничего нет, кроме своих рук и знаний по всем областям наук. Сколько ему
понадобится времени, чтобы добыть необходимый материал, что-то
выплавить, срубить, произвести, чтобы в конечном итоге построить хотя
бы средний современный дом, оснащённый минимумом необходимых в наше
время вещей. Пусть всё будет скромно и аскетично, без лишнего комфорта –
так, чтобы холодильник работал, а не красиво выглядел. Сто лет, тысячу?
19.02.2017
***
Мега и микромир. От звёзд до частиц.
Строение макромира подобно строению микромира, здесь можно вспомнить
множество Мандельброта, фрактальное строение объектов живой и неживой
природы: кристаллы, снежинки, морские раковины, кроны деревьев, облака,
молнии. В космосе существуют пульсары, некоторые вращаются вокруг своей
оси невероятно быстро – сотни и тысячи оборотов в секунду. На обычных
снимках звёздного неба они подобным обычным звёздам. Удивительно, что так быстро вращаются и элементарные частицы, и такие сверхтяжёлые объекты космоса.
10.03.2017
***
Антропология: предвзятость к вегетарианству
Просто
вспомнилась одна лекция по антропологии со времён студенческих. Мы
узнавали, как тяжело пришлось предкам homo sapiens в длительном процессе
эволюции, сколько видов человекообразных погибли по самым разным
причинам. И мне хорошо запомнился эпизод, когда преподаватель рассказала
об одном виде приматов, которые не употребляли мяса. Жил этот вид
где-то на территории Африки.
Внимание сильно акцентировалось на том, что этот вид по какой-то причине
не употреблял мяса, что якобы и послужило причиной того, что он вымер.
Вся очевидность сводилась только к факту неупотребления мяса. И всё
равно, что десятки и сотни видов других приматов тоже извелись. Притом,
что у каждого вида наверняка были свои особенности окружающей среды и
трудностей, с которыми им приходилось сталкиваться.
Но раз были приматы «вегетарианцами», то для учёных всё очевидно. Ведь
они уверены в своём мнении, основанном на предрассудках о питании.
Никаких исследований, никакого собрания фактического материала, который
бы проливал свет на обстоятельства жизни этого вида. Всё очень просто:
они не ели мяса.
30.01.2018
Комментариев нет:
Отправить комментарий