понедельник, 15 августа 2016 г.

Истина в движении



В беседе с друзьями обсуждал основные положения гностицизма. Его коренная суть в том, что наш мир – грешен и ему не суждено спастись. Мир и всё материальное будет уничтожено. В том числе человеческое тело и даже душа, поскольку они привязаны к низкому и неправильному миру, это по отношению к Абсолюту. Спастись может только высший дух, в котором живёт частичка Абсолюта. И форма спасения – это потеря личности, слияние с Абсолютом, Предвечной Тьмой.


Я встречал и общался с некоторыми людьми, которые твёрдо убеждены в том, что всё в мире предопределено, в том числе и его гибель. Мол, мы тут строим себе шалаш на берегу океана, а на нас несётся цунами. Также предопределены люди: одним суждено быть царями, другим – беднякам. Прямой отголосок кастовой социальной системы. Любое движение вперёд – это усугубление греховности, ещё больший уход от начального идеального состояния Вселенной.

Описывать можно многое. Во многом гностицизм интересен и даже вызывает желание его изучать более подробно. Гностицизм очень сложное и многогранное явление. К примеру, гностические направления есть практически во всех мировых религиях и, возможно, философиях. Хочешь, выбирай христианство – с его ожиданием последних времён, хочешь – буддизм, некоторые формы ислама.

Есть современные новоделы, от которых так и тянет предвечной тьмой. Самое худшее здесь то, что эти новоделы направлены на молодёжное сознание. Сколько уже существует субкультур, члены которых не просто верят в бренность мира, а ждут его конца и даже готовые упиваться уничтожением мира и всех порядков.

В ходе таких обсуждений и размышлений я пришёл к мнению, что одна из основ гностических воззрений – это отсутствие воли к изменениям себя. Нет, конечно, гностики предлагают изменять себя, возвращаться к Абсолюту, но это не то изменение, которое соответствует духу истории, движению вперёд.

К примеру, многие христиане ждут Второе Пришествие, многие считают, что последние времена наступили уже. Да и в христианских текстах постоянно находятся подтверждения таким суждениям. Но, извольте, там же не написано, что нужно сложить руки и ждать, когда весь мир будет уничтожен, или ждать, когда тебя кто-нибудь спасёт?

Мне кажется, на эти вопросы существует один ответ. Один ответ, который реально противопоставляет себя гностической концепции мироустройства.  И этот ответ озвучивался в истории уже не раз. В разных философиях, в том числе религиозных, которыми я давно интересуюсь, буквально на поверхности лежит одна истина. Перечислю её озвученные варианты.

1. Есть только два дня в году, когда вы не можете ничего сделать: вчера и завтра.
2. Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.
3. Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё.
4. У каждого человека есть свой личный Армагеддон.
5. Даже в первой книге об учении дона Хуана, как бы он не гонял точку сборки Кастанеды, он говорит ему следующее. «Единственный для тебя доступный мир — это мир людей. И этот мир ты не можешь по выбору покинуть. Ты человек. … И быть человеком — это значит быть связанным с этим миром. … Кроме одного единственного, нет никакого другого мира для нас. Мы люди и должны следовать миру людей удовлетворенно».

Главная идея всех этих слов в том, что твоё последнее время уже наступило. Ты живёшь здесь и сейчас, и ты должен преодолевать те сложности, которые стоят перед тобой. Что произойдёт с твоей душой – тебе решать именно в этой жизни, а не в какой-то другой. Не ждать спасителя, не ждать, что всё станет правильным само собой. Верить и надеяться можно на многое, также многое можно познать и прочувствовать, но жизнь дана для того, чтобы действовать в нашей реальности, взять ответственность за судьбу в свои руки.

Также говорят, что истина в движении.
Да, человек, в твоём движении. В движении к чему-то. В движении уже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий