И пусть удача всегда будет с вами!
Первую и вторую серию "Голодных игр" я посмотрел уже давно - каждую после появления в интернете. После второго фильма перечитал всю трилогию, т.к. оставалось ещё долго ждать первой и, тем более, второй части третьей серии - The Hunger Games: Mockingjay, а узнать чем всё закончилось хотелось чуть более чем очень.
Но мнение о книгах и фильме у меня уже есть, поэтому могу им делиться прямо сейчас. Расскажу вам о своих впечатлениях от общей истории мира Голодных Игр. Фильм отлично дополняет книгу, поэтому я решил писать сразу обо всём, а не разделять на книгу и экранизацию. В тексте спойлера почти нет, так что можете не переживать, если прочитаете статью до просмотра фильма.

Сказать, что Голодные Игры мне понравились - не сказать ничего. Как я уже написал, после просмотра "Голодных игр", а также
"И вспыхнет пламя", я прочитал все три тома. Сюжет фильма почти что
копия книг, только там повествование идёт
от лица главной героини, с её пониманием и суждениями о происходящем.
Мир будущего, в котором американская мечта обернулась всем худшим из американской действительности. На территории Северной Америки, после неизвестной катастрофы стёршей с лица Земли современную цивилизацию, существует тоталитарное государство - Панем. Оно существует, по крайней мере, уже несколько столетий, но сравнительно хорошо известно только о последних 75 годах его истории. Первая часть "Голодных игр" начинается в 74 году от Тёмных дней. 74 года назад было великое восстание дистриктов против столицы - Капитолия. В этой войне якобы был уничтожен 13-й дистрикт, а остальные были подчинены диктатуре Капитолия. После восстания были учреждены Голодные игры - жестокая игра, реалити шоу. Цель этих Игр - показать свою власть над дистриктами. Каждый год проводится Жатва, когда с каждого из 12-и дистриктов берут 1 юношу и 1 девушку в возрасте от 12 до 18 лет, которые будут сражаться в битве "всех против всех" за выживание. В победителях остаётся только один. И хотя некоторые дистрикты во время Тёмных дней были на стороне Капитолия, они всё равно обязаны участвовать в Жатве и Голодных играх.
Главная героиня - Китнисс Эвердин, 16-летняя девушка, которая живёт в
Дистрикте 12, главной задачей которого является добыча угля. Дистрикт 12
расположен в горах Аппалачи, и его население всего-лишь в пределах 8000
человек. Китнисс по воле судьбы придётся вступить на арену голодных игр. В дальнейшие подробности пока вдаваться не буду, а то не хочется портить задуманную авторами интригу.
Хотя предыстория этой антиутопии не очень развита, - на что сетуют многие критики, - тем не менее это совершенно не портит впечатления от мира Голодных игр, от его атмосферы. Тем более, что повествование идёт от лица молодой
девушки, которую ну уж точно не обучали реальной истории
человечества (и то, если эту настоящую историю кто-то помнил или
знал). Так что, по-моему мнению, в этом плане всё впорядке, и каждый из нас может пофантазировать в вопросе истории человечества в мире Голодных игр.
И может даже быть, что Сьюзен Коллинз (автор трилогии) намеренно не задела прошлого в конкретных деталях.
Чтобы мы сами подумали, что, в принципе, такое будущее можно ожидать
после катаклизмов на "любой вкус": и войны, и изменения климата, и
техногенные или биологические катастрофы. Человечество ведь много раз не срывалось в пропасть уничтожения себя и планеты, и только, наверное, Богу известно, какое чудо всякий раз спасало мир.
Скажу немного о фильме. Он захватывающий - не эффектами, не боями, а
сюжетом. Он, как и книга, понравится всем, кто любит ощущение свободы,
т.к. показанный мир - это мир без свободы. Мне всё время того и
хотелось, чтобы главная героиня вырвалась из системы, куда-то убежала,
потому что атмосфера мира Голодных игр напоминает огромную клетку, как и в большинстве антиутопий. Свободы там нет и быть не может. Но так получилось, что
Китнисс не боролась с системой из-вне, а нанесла удар изнутри, и в самое
сердце.
Это история о столкновении тоталитаризма и свободы. Эта история держит читателя / зрителя в постоянном напряжении. По-моему мнению, Голодные игры - один из лучших приключенческих романов начала 21 века.
Очень радует тот момент, что главные герои - люди с большой буквы: они добрые, способны на сочувствие и даже самопожертвование, они стремятся к справедливости, у них есть свои жизненные принципы и идеалы. Такими и должны быть герои, которым будут подражать миллионы подростков по всему миру. В наше время герои с такими качествами большая редкость. В книге и фильме много моментов, которые учат как нужно поступать настоящему человеку.
Очень радует тот момент, что главные герои - люди с большой буквы: они добрые, способны на сочувствие и даже самопожертвование, они стремятся к справедливости, у них есть свои жизненные принципы и идеалы. Такими и должны быть герои, которым будут подражать миллионы подростков по всему миру. В наше время герои с такими качествами большая редкость. В книге и фильме много моментов, которые учат как нужно поступать настоящему человеку.
Рекомендую Голодные игры всем, кто любит фантастику, антиутопии, а также
приключения. В фильме есть немного боевых моментов. Всё это вместе
заставляется задуматься - а в том ли мы направлении двигаемся? Какое будущее будет настоящим наших потомков? С чего начать изменения, чтобы мир стал лучше? И вообще, живём ли мы настоящей жизнью?
В следующих частях я продолжу делиться своими впечатлениями от мира Голодных игр.
В следующих частях я продолжу делиться своими впечатлениями от мира Голодных игр.
И пусть удача всегда будет с вами!
***
И вспыхнет пламя!
В первой части я рассказал о том, чем мне понравились Голодные игры.
Также я рассказал о истории мира Голодных игр, в том числе о Тёмных днях и Жатве.
Я вас познакомил с главной героиней и её дистриктом. В этой части я
поделюсь ещё некоторыми интересными фактами и своими размышлениями о
них.
Кадр из фильма, где видно брошь сойки-пересмешницы я выбрал не случайно. О сойке-пересмешнице я и хочу рассказать.
Что это за птичка - сойка-пересмешница? Можно много рассказывать отвечая
на этот вопрос, но я решил просто выложить фрагмент из книги, тем
более, что он достаточно короткий и исчерпывающе отвечает на
поставленный вопрос.
Изначально брошь с сойкой принадлежала Мейсли Доннер, погибшей девочке-трибуту 50-ых Голодных игр. Брошь перешла по наследству к племяннице Мейсли - Мадж Андерси, дочке мэра, которому Китнисс продавала землянику. Мадж была и просто хорошей подругой Китнисс. Она подарила брошь Китнисс на удачу. В фильме же история броши сильно изменена, Китнисс получила её в подарок от Сальной Сэй, торговки из Котла - чёрного рынка дистрикта 12, на месте которого когда-то был угольный склад.
Забавные птицы – сойки-пересмешницы, зато Капитолию они точно бельмо на глазу. Когда восстали дистрикты, для борьбы с ними в Капитолии вывели генетически измененных животных. Их называют перерождёнными или просто переродками. Одним из видов были сойки-говоруны, обладавшие способностью запоминать и воспроизводить человеческую речь. Птиц доставляли в места, где скрывались враги Капитолия, там они слушали разговоры, а потом, повинуясь инстинкту, возвращались в специальные центры, оснащенные звукозаписывающей аппаратурой. Сначала повстанцы недоумевали, как в Капитолии становится известным то, о чём они тайно говорили между собою, ну а когда поняли, такие басни стали сочинять, что в конце-концов капитолийцы сами в дураках и остались. Центры позакрывались, а птицы должны были сами постепенно исчезнуть – все говоруны были самцами.Интересная птичка, правда? За то, что она дважды нарушила планы Капитолия, она стала символом сопротивления. Красивый образ, который по сюжету был воплощён в брошке. Дальше я расскажу о брошке сойки-пересмешницы. Сразу скажу, что с брошью немного намудрили.
Должны были, однако не исчезли. Вместо этого они спарились с самками пересмешников и так получился новый вид птиц. Потомство не может чётко выговаривать слова, зато прекрасно подражает другим птицам и голосам людей – от детского писка до могучего баса. А главное, сойки-пересмешницы умеют петь как люди. И не какие-нибудь простенькие мелодии, а целые песни от начала до конца со многими куплетами – надо только не полениться вначале спеть самому, и птицам должен понравится твой голос.
Изначально брошь с сойкой принадлежала Мейсли Доннер, погибшей девочке-трибуту 50-ых Голодных игр. Брошь перешла по наследству к племяннице Мейсли - Мадж Андерси, дочке мэра, которому Китнисс продавала землянику. Мадж была и просто хорошей подругой Китнисс. Она подарила брошь Китнисс на удачу. В фильме же история броши сильно изменена, Китнисс получила её в подарок от Сальной Сэй, торговки из Котла - чёрного рынка дистрикта 12, на месте которого когда-то был угольный склад.
Также в фильме изменили внешний вид брошки. В книге при описании броши было сказано, что, "кажется,
кто-то сделал сначала маленькую золотую птичку, а уж после прикрепил её
к кольцу. Птица касается кольца только самыми кончиками крыльев".
Как видите, никакой стрелы изначально не было. Уже на обложке "Голодных
игр" птичка была изображена со стрелой в клюве. Также на изображении
птичка касается своим хвостом круга, хотя по сюжету она касалась круга
только крыльями. Эскиз этого изображения принадлежит Тиму О'Брайену,
креативному директору по дизайну обложек издательства Scholastic,
который работал вместе со своей женой Элизабет Париси.
Лично мне кажется, что лучше бы сойка-пересмешница была без стрелы.
Поэтому мне больше всего нравится сойка из обложки третьей книги. Она же
изображена на постере к третьему фильму. Там она расправляет крылья и
выглядит как символ избавления от оков, символ свободы. И по книге эта
сойка более подходящая, хотя её крылья и выходят за круг.
Хотя, раз Сьюзен Коллинз наверняка одобрила эскиз броши, значит спорить
тут уже не с чем. Да и сойка-пересмешница со стрелой всё-таки
символизирует борьбу, о которой весь сюжет Голодных игр. Но иногда так
хочется, чтобы всё было понятно и идеально.
Кстати говоря, у каждого из 12 дистриктов есть свой символ, который
соответствует его роду деятельности. Есть и символ у Капитолия, столицы
Панема - орёл со стрелами, который выглядит очень строго и агрессивно.
Mockingjay, конечно же, лучше :)
Вообще любые символы и знаки, которые изображают животных и разные
явления природы, имеют право считаться красивыми. Но mockingjay, по
моему, особенная: и не настоящее живое существо, и не мифический феникс,
но научно-фантастическое существо - она символ борьбы против диктатуры
из выдуманного мира. Думаю, в будущем многие движения будут брать на
"вооружение" этот
прекрасный символ. Всё в мире меняется, и почему бы символом перемен к
лучшему не стать сойке-пересмешнице из мира Голодных игр?
***
С голоду ты не умрешь, тебе нужно только найти себя
В предыдущей части я рассказал о сойке-пересмешнице - птичке, которая
стала символом восстания дистриктов против Капитолия. В этой части я
расскажу про растение, которое дало имя главной героини романа - Китнисс
Эвердин.
![]() |
цветок стрелолиста |
![]() |
листья стрелолиста |
Имя Китнисс происходит от
растения стрелолист (англ. "katniss"), которое растёт в водоёмах. Всего род этого многолетнего растения семейства Частуховых
насчитывает более 40 видов. Латинское название растения (sagittária) происходит от "стрела",
что символизирует навыки Китнисс в стрельбе с лука. Стрелолист, как
следует из названия, обладает узкими длинными
листьями. Цветы у него белые, располагающиеся обычно по три цветка на
одной завязи. Растёт в умеренных и тропических регионах. Цветёт с июня
по август. Корневища растения имеют утолщения - клубни. Они богаты
крахмалом и съедобны. В варёном или печёном виде клубни по вкусу
напоминают картошку, но их также можно смолоть в муку для приготовления
хлеба или киселя.
![]() |
«Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz», 1885
|
Как видите, корни этого растения
можно употреблять в пищу, что Китнисс и делает в
книге. Она часто собирала клубни стрелолиста, блюдо из клубней было
частью её обеда перед отъездом в Капитолий. Вот весь фрагмент, где главная героиня рассказывает о своём имени и стрелолисте:
Однажды в конце лета я купалась в озере, и моё внимание привлекла высокая трава, торчащая из воды. У неё были белые цветы с тремя лепестками, а листья острые, как наконечники стрел. Я присела в воде и, раскопав пальцами мягкое дно, вытащила горсть корней.
Невзрачные голубоватые клубни, но если сварить, не хуже картошки будут. «Китнисс», – произнесла я вслух. Это давнее название стрелолиста дало мне имя. Я словно услышала весёлый голос отца: «С голоду ты не умрешь, тебе нужно только найти себя». Несколько часов я выкапывала где палкой, где пальцами ног маленькие клубеньки. Вечером у нас был пир – рыба с корнями стрелолиста, и мы впервые за долгие месяцы наелись досыта
...
Всё утро я соревновалась с белками, собирая орехи, а после обеда, когда потеплело, выкапывала на мелководье клубеньки стрелолиста.
Почему-то критики обращают внимание на
тот факт, что в реальном мире стрелолист не растёт в Америке.
Действительно, его область
распространения - Европа и Азия. В России его можно встретить в
Европейской части страны и в Сибири по берегам рек, озёр и других
водоёмов. Но ведь дело в том, что события Голодных игр происходят в
достаточно далёком будущем. И за это время стрелолист мог попасть в
Северную Америку как естественным, так и штучным путём. Сегодня
стрелолиста там действительно нет, так что это и вправду интересный
факт.
***
Какая хрупкая система: рушится из-за горсти ягод.
В предыдущих частях я рассказал о мире Голодных игр, о
сойке-пересмешнице, а также интересный факт про растение, которое дало
имя главной героине. В этой части я поделюсь своими размышлениями о
социальном аспекте
сюжета Голодных игр. Я его слегка коснулся в первой части, но чувствую
необходимость продолжить более развёрнуто, потому что в сюжете задеты
многие важные вопросы общественного развития, на которые не каждый
обращает внимание. Статья получилась большая, поэтому попрошу запастись
терпением.
Для начала небольшая ремарка. Зашёл я как-то на один сайт-справочник
о Голодных играх. Читал статьи, поглядывал комментарии. Когда я читал
комментарии к статье про Финника Одэйра, у меня отвисла челюсть. Я тогда
в одно мгновенье начал понимать, почему многие нещадно критикуют книгу и
фильм, и просто плюются в сюжет. - Да потому что толпы фанатов обращают
внимание только на платья, сопли отношения и
другие глупости, даже не задумываются о более серьёзных вещах. Я фанат
книги и фильма, но меня больше интересует вопрос - а не показана ли в
сюжете
практически нынешняя ситуация во многих странах и ли это предупреждение
на будущее. В общем, я и не против других мнений, но реально напрягает,
когда видишь, что проблемы жизни и выживания,
страшной тоталитарной власти Панема интересуют аж 0 человек, зато
десятки человек обсуждают тему "Кто был бы лучшей парой Финнику".
Как вы помните, Капитолий, который почти полностью населён не
ведающими горя жителями, которым хочется только хлеба и зрелищ, нещадно
высасывает все ресурсы из подчинённых дистриктов. В этом Капитолию
помогает регулярная армия - "миротворцы", многие из которых на местах
бесчинствуют, грабят и насилуют.
Но главное оружие Капитолия -
это Голодные игры, реалити-шоу, которое убивает разом нескольких
зайцев: показывает дистриктам их место, разобщает их между собой, а
жителям Капитолия даёт возможность наслаждаться первоклассным зрелищем.
Также Голодные игры дают "надежду". Ведь вроде проще было бы устраивать
массовые казни, но тогда никакой надежды бы не оставалось.
Контролировать надежду - вот главная цель Голодных игр. Покажи населению
дистриктов, что надежды нет - бунт не за горами; покажи, что надежда
тобой не контролируется - опять, бунт не за горами.
Для более широкого понимания предыдущего абзаца я процитирую предисловие
к первому роману, в котором Сьюзен Коллинз раскрыла несколько причин к
созданию сюжета Голодных игр:
Трудно назвать какую-то одну причину. Наверное, первые семена были посеяны ещё в детстве, когда в возрасте восьми лет я увлеклась мифологией и прочитала историю о Тесее. Миф рассказывает о том, как в наказание за прошлые провинности афиняне должны были в определённые годы посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их бросали в Лабиринт, обрекая на съедение чудовищному Минотавру. Уже тогда, в третьем классе, я осознала безжалостный смысл этого требования: попробуйте тронуть нас, и мы не просто убьём вас, мы будем убивать ваших детей.Также в детстве я смотрела очень много фильмов о гладиаторах: древние римляне умели превращать казни в массовые развлечения. На каникулах мы часто ездили с отцом, военным специалистом и историком, к местам известных сражений, а в старших классах я много путешествовала с фехтовальным обществом. Но непосредственным толчком послужил сравнительно недавний случай: сидя у телевизора и щелкая пультом, я вдруг перескочила с реалити-шоу на репортаж о реальных военных действиях. Тогда-то и родилась история Китнисс.Возможно, потому, что книга написана от первого лица, Китнисс очень близка моему сердцу. Надеюсь, она найдет путь и к вашему. (нашла)
Как видите, причины есть как и в прошлом, так и в настоящем. Поэтому
само по себе разумеется то, что в сюжете есть намёки на нашу историю, но
лично я считаю, что Голодные игры больше показывают наше настоящее и
предупреждают к чему оно может скатиться в будущем, если мы не изменим себя и мир вокруг нас.
О надежде
Про что я говорил перед предисловием? - Про надежду. Посмотрите, как
контролируют надежду в нашем мире. По всех каналах показывают
развлекательные шоу, везде яркие наряды, также есть конкурсы, победив в
котором каждый имеет шанс выиграть миллион, а остальным кукиш.
Пофиг, что где-то идут войны, или ещё хуже - война идёт в твоей стране,
да что война - и без неё люди гибнут от нищеты в твоём же городе, на
твоей же улице. Главное - смотри новости, верь СМИ, подкармливай надежду
на лучшую жизнь сюжетами из экрана, и всё будет хорошо.
В этой адской машине пропаганды большую роль играет профессиональный спорт. Признаюсь, и мне интересно иногда посмотреть футбол, хоккей или бейсбол, олимпиады также приковывают к себе моё внимание. Но что такое профессиональный спорт? Это сотни и тысячи инвалидов, как в физическом, так и в психологическом смысле. Миллионы людей с детства надрываются ради того, чтобы быть похожими на профессиональных спортсменов. Спорт - это и средство управления толпами, средство слива эмоций. Болельщики покричали, побесились, попили пива, выпустили пар, а завтра спокойно идут на любимую ненавистную работу. Также с помощью спорта стравливают нации, даже регионы одной страны. Болельщики обожают своего спортсмена и ненавидят другого спортсмена и его болельщиков. Целые народы радуются поражениям соперников, желают им дальнейших неудач. Спорт чаще разобщает народы, чем объединяет их. Профессиональный спорт - это большое массовое шоу, которое наносит больше вреда развитию стран, чем пользы. Конечно, для отдельно взятого человека спорт может быть и большим благом, но - тем не менее.
Правильная альтернатива спорту - это физкультура, главной целью которой
должно быть здоровое тело, а не подражание кому-либо и желании "сорвать
куш". А спорт - это Голодные игры, но без явных убийств.
О рабстве
Знаете какое раньше было рабство? Раб жил и работал под присмотром
своего господина. Его нужно было кормить и одевать, иногда даже лечить.
Да и раб всегда норовит сбежать: нужно и надсмотрщиков ставить возле
него, или даже на цепь сажать. Немного неудобная система, правда? Вот
сейчас - нормалёк: раб сам ходит на работу, сам покупает себе одежду,
еду, сам лечится. Идеально, если заработная плата не превышала бы того
количества денег, который позволяет просуществовать до следующей
зарплаты. Также нужно, чтобы у раба был минимум свободного времени, а
если оно всё-таки находится - то чтобы раб ни в коем случае не смел
использовать его для своего развития. Поэтому и существует море
развлечений, которые отвлекают раба от того, что бы помогло ему
вырваться из замкнутого круга своего существования. Появилось свободное
время? - пойди напейся с друзьями, посмотри сериал на 100 серий,
потанцуй в клубе под недомузыку.
Конечно, можно пофилосовствовать, мол, раз человек так живёт - значит,
ему так удобно, т.е. он в какой-то мере сам виноват в таком положении
вещей. Может быть, что так. Всё-таки у каждого свой опыт и жизненный
путь. Но всё-равно я считаю, что человек обязан задуматься о своей
жизни, о положении вещей в том мире котором живёт. Человек должен
развиваться, искать справедливость.
Историческая аналогия
Мне постоянно кажется, что в книге были намёки на современные и
исторические государства - а именно СССР и США. Я хорошо отношусь к
Советскому Союзу, но дистрикт 13
на него похож в том свете, которым его, наверное, представляют на западе
- строгий контроль, чуть ли не коммунизм. Но тем не менее
дистрикт 13 не лишён трезвости ума, он не безумен - всё-таки в нём
выжили благодаря строгой дисциплине, что в их условиях (когда рядом
Панем с его технологиями и возможностями) было единственно верной
стратегией выживания.
Если говорить про сегодняшний день, то Панем, по-моему, похож на США с их резервациями и политическими колониями. Ну и, конечно, как же без Капитолиев в каждом штате? Не зря Сьюзен Коллинз расположила Панем на территории Северной Америки, чтобы намёк был яснее. Может быть, в виде Панема она показала не столько современные США, сколько США в вероятном будущем, если не изменятся принципы внутренней и внешней политики. Сколько воен по всей планете, сколько военных баз во многих странах. Также возможно, что где-то были намёки на гражданскую войну США и КША.
Хотя, Панем может быть похож практически на каждую страну: в столице кипит жизнь, мода доходит до извращения, а чем дальше - тем беднее; из регионов тянут ресурсы, люди не живут, а выживают, но живут телевизионной надеждой.
Если говорить про сегодняшний день, то Панем, по-моему, похож на США с их резервациями и политическими колониями. Ну и, конечно, как же без Капитолиев в каждом штате? Не зря Сьюзен Коллинз расположила Панем на территории Северной Америки, чтобы намёк был яснее. Может быть, в виде Панема она показала не столько современные США, сколько США в вероятном будущем, если не изменятся принципы внутренней и внешней политики. Сколько воен по всей планете, сколько военных баз во многих странах. Также возможно, что где-то были намёки на гражданскую войну США и КША.
Хотя, Панем может быть похож практически на каждую страну: в столице кипит жизнь, мода доходит до извращения, а чем дальше - тем беднее; из регионов тянут ресурсы, люди не живут, а выживают, но живут телевизионной надеждой.
Ладно, особо касаться стран я не хочу, т.к. не хочу политизировать свой
блог. Считайте, что это небольшое моё представление о соответствии
сюжета историческому противостоянию сверхдержав.
В завершение
"Голодные игры" дают очень много пищи для ума. Поэтому я вновь, как и в
первой части, задам читателям несколько вопросов. Также задавайте
вопросы себе сами и ищите на них ответы. В том ли направлении мы
движемся? Какое
будущее будет настоящим наших потомков? С чего начать изменения, чтобы
мир стал лучше? И вообще, живём ли мы настоящей жизнью?
На этом у меня про Голодные игры пока всё.
Развивайтесь, творите и созидайте!
До встречи с собой!
До встречи с собой!
И пусть удача всегда будет с вами!
Комментариев нет:
Отправить комментарий