четверг, 26 февраля 2015 г.

Как я переехал в Крым. Часть 3


Здравствуйте, дорогие друзья и читатели!

Про Крым и Севастополь я обязательно ещё буду писать в будущем, а сегодня последней частью я заканчиваю цикл своих первых статей "Как я переехал в Крым". Как вы помните, в первой части я рассказал о своей мечте, как я к ней готовился и как она реализовалась в жизни. Во второй - предыдущей части я рассказал как проехал от границы до Севастополя, как мы пережили первые сутки и как нашли квартиру, о ценах на аренду и работе.

Чистое небо, синее море, красивая архитектура - идеально!
Сегодня я расскажу о своих впечатлениях от Севастополя, что мне здесь понравилось, что показалось необычным. И хотя я здесь живу менее месяца, и вообще я первый раз в Крыму и России, но считаю, что для тех, кто хочет знать что здесь и как (особенно на первый взгляд), хочет тоже сюда переехать, статья будет интересной и даже полезной. Впрочем, как и две предыдущие.

Статья сопровождается фотографиями зданий, памятников, моря, кораблей. Не всегда фотография соответствует тексту, так что не всегда нужно искать чаек :) И, кстати, третья часть самая большая, так что советую набраться терпения, хотя я могу гарантировать, что статья будет читаться на одном дыхании.

Климат в Крыму

Я ещё не видел крымского лета, о котором обязательно напишу, но зима здесь на порядок теплее, чем в Черновцах. По данным Википедии среднегодовая температура в Черновцах 8, а в Севастополе 12 градусов тепла. То есть как минимум на 4 градуса здесь каждый день теплее, а это, в свою очередь, отражается на флоре и фауне.

200 лет городу-герою Севастополю 1783-1983

Море здесь везде

Со многих участков города видно море и корабли в бухтах. Для меня это очень непривычно. Я никогда столько кораблей не видел, тем более почти каждый день. Корабли есть разного предназначения, в т.ч. корабли-трамваи, которые за 10 рублей перевозят пассажиров между Северной и Южной частью Севастополя. Дорога в объезд очень большая, поэтому такие трамваи пользуются популярностью, но ходят они, как мне говорили, только в хорошую погоду.

Корабли в Южной бухте Севастополя
Морской климат - это хорошо. Даже особенный воздух здесь. Но можно и сказать, что в этом есть и минус. Очень частые ветра. Поэтому часто не столь может быть холодно, сколько сильный ветер. Это обусловлено тем, что Севастополь практически на 3/4 смотрит в море и только на 1/4 - на сушу. Если смотреть из космоса, то с севера - море, на западе - море, на юг - тоже море, и даже на юго-восток море. И только от северного направления до восточного - суша, а по ней дороги на Евпаторию, Симферополь через Бахчисарай, на Ялту и южный берег Крыма.

Чайки такие чайки

И ещё одна интересная вещь. Здесь везде чайки. На море - это само собой, но и над городом они постоянно летают и достаточно низко. Их особенный крик очень непривычный моему уху, часто кажется, что дети то ли играют и смеются, то ли плачут, а это чайки недалеко летают. В играх компьютерных я, конечно, слушал как чайки кричат, но в жизни оно как-то необычно.

Справа памятник затопленным кораблям (1905)
Кстати, на берегу можно чаек кормить чуть ли не с рук, также можно бросать хлеб или какой-то корм в воду - там плавают лысухи и утки. Ну и, конечно же, в городе полно голубей, и на берегу их тоже много. Но они какие-то маленькие по сравнению с чайками, так что особо не летают высоко и чайками не притворяются :)

Люди здесь особенные

Мне говорили, что люди здесь добрее, и надо сказать, что я в этом уже убедился. За первую неделю жизни заметил здесь много мелочей и приятных моментов, после которых не остаётся и капли сомнения в том, что крымчане - народ особенный.

Те самые люди на 23 февраля
Значит по порядку.

1. Ехали мы с женой в маршрутке с покупками, я спросил у водителя, где поближе остановка возле МЧС. Тут мы собираемся выходить, как водитель сам нас остановил и сказал, что выпустит нас ближе к МЧС, чем остановка. Вроде каких-то метров 300, а приятно.
2. Ещё случай был такой. Жена стояла в очереди с 2 единицами товара и её впереди стоящая женщина сама пропустила вперёд: "девушка, у вас мало товара, проходите". Жена сначала не отреагировала, думала, что показалось. Но женщина ещё раз повторила и пропустила её. Мелочь, а приятная.



А теперь скажу к чему я привык в Черновцах.

1. Маршрутки могут остановить не в положенном месте, но не всегда, и обязательно нужно попросить. Не скажу, что это плохо, но на встречу наши водители не особо идут. Даже хуже. Знаю один случай. У нас с 10 утра когда-то был (или есть) льготный проезд для пенсионеров и инвалидов, т.е. бесплатный. И вот сел в маршрутку в 9:58 дедушка. Водитель начал на него орать "или плати и езжай, или выходи, видишь, ещё нет 10 часов". Без комментариев.
2. Очереди у нас - это полный ад. Я человек не наглый, никогда не пробиваюсь в очередях, не толкаюсь, поэтому очень часто в итоге теряю в магазинах лишние 5-10 минут. Часто бывает, что перед тобой могут нагло встать и начать задавать вопросы продавцу и ли даже что-нибудь покупать, как будто ты здесь не стоял. Чтобы кто-то сам предложил пройти перед ним, потому что у тебя мало товара, здесь это никому и не снилось.


Памятник Матрос и Солдат

Значит, что можно сказать по людям Севастополя. Конечно, в семье не без урода, здесь, я уверен, нехороших людей тоже хватает. Как в прошлой статье я говорил, хозяйка недогостинничного комплекса, в котором мы сняли комнату, как раз из этих - нехороших и непорядочных людей. Но всё же, когда за неделю я вижу сколь здесь люди сердобольные, всё подскажут и помогут, когда замечаешь мелочи, которых у себя в городе не сыщешь и днём с огнём, то понимаешь, что люди здесь на порядок лучше. Я уже сам несколько раз помогал людям, и мне это нравится делать :)

Я не говорю, что в Черновцах (на Украине) люди плохие, есть много хороших. Но общество в основной массе не стремится проявлять лучшие черты характера, к сожалению. Считается нормой нахамить, обойти, сделать вид что тебя никто не заметил.


Корабли в Южной бухте Севастополя

Цены на продукты

В прошлой статье я сказал о стоимости аренды жилья, о том сколько платят здесь за работу. А ведь немаловажным фактором является покупная способность, которая напрямую связана с ценами на товары, как необходимые, так и не очень.

Цены здесь, в сравнении с Украиной, в основном выше. Некоторые товары дешевле, часть товаров примерно равны по украинским ценам, но большинство товаров стоит здесь дороже. Если навскидку перечислить причины данного явления, то вот что приходит в голову:

1. Севастополь - город раскрученный, курортный, здесь цены завышают для туристов. Мне сказали, что некоторые крымские товары в Казахстане дешевле, чем здесь. Такой парадокс.
2. Присоединение к России. Переход от одной страны к другой явление всегда сопряжённое с некоторыми перегибами, в том числе с ценовой политикой. Это естественно.
3. Не причина, но.. Здесь выше зарплаты, вот и цены на продукты выше, ведь люди могут себе позволить. Это как, например, в США штаны за 100 долларов, там могут их купить, потому что зарплаты соответствующие. Так что внутри страны цена в 100 долларов никого не напугает, а вот туриста или жителя Мексики или Южной Америки может изрядно напугать.



Причин повышения я сказал, а примеры цен не указал. Исправляюсь:
- огурцы 1 кг были 200 рублей, сейчас 135 рублей; и наверное будут ещё дешевле.
- помидоры 1 кг были 200 рублей, сейчас 145 рублей; аналогично.
- капуста 1 кг 30 рублей.
- лук 1 кг 20 рублей.
- бананы 120 рублей, за динамикой цены не следил.
- хлеб в среднем рублей 20.
- сыр фета 200 грамм 78 рублей.
- конфеты 1 кг от 200 до 800 рублей.
- вафли 1 кг 150-300 рублей.
- гречка 1 кг 70 рублей.
- макароны 1 кг 80 рублей.
- рис 1 кг 70 рублей.
- подсолнечное масло 70-100 рублей.
- сахар 1 кг 50 рублей.
- соль 1 кг 30 рублей.
- томатный соус 380 грамм 48 рублей.
- и т.д.

Как видите, цены вполне приемлемые. Если хотите, то можете составить для себя список продуктов на 1, 2 или 4 человек, и посчитать сколько в рублях у вас уйдёт денег на пищу за месяц. Исходя из этого можно посчитать какая вам будет нужна зарплата, чтобы жить и немного накапливать.

Военный корабль Черноморского Флота, 23 февраля
Интересная привычка

На этом, в принципе, всё, но вспомнил ещё одну необычную для меня вещь. У нас за маршрутку нужно платить сразу входя в автобус. Я и не думал, что можно как-то иначе. Но только сейчас понял, насколько привычный способ оплаты неудобен. Я-то сам чаще всего и платил водителю, а многие сначала сядут, и, даже если автобус полупустой, начинают "передайте за проезд, за двоих, мне сдачу с 20" и так далее. Это изрядно напрягает, а ведь некоторые водители и с места не трогают, пока не посчитают, что все вошедшие заплатили.

Как же с этим дело обстоит в Севастополе? Причём, как мне сказали, это привычка старая и не во всех городах Крыма она есть - в Симферополе платят за проезд как и у нас. Значит, что в Севастополе? Человек стоит на остановке, ждёт свою маршрутку, садится и... ничего не делает. Он сам не платит водителю и других не напрягает со своими "передайте за проезд". Платить нужно при выходе из маршрутки. Человек попросил выйти на остановке, водитель открывает переднюю дверь, и каждый при выходе рассчитывается за проезд с водителем. Вроде как просто, а ведь насколько удобно! Надеюсь, что эта привычка переберётся во все города :)

Хочу ли я здесь жить?

Севастополь мне очень понравился, ещё я хочу объездить все города Крыма в будущем. Не зря крымчане говорят, что если у тебя одна жизнь, то проживи её именно в Крыму, и я с ними полностью согласен! Хочу ли я здесь жить? - Да!

И напоследок - панорама, которую жена сделала возле памятника "Матросу и Солдату":

Панорама с видом на выход в открытое море


Спасибо, что читали "Как я переехал в Крым". Надеюсь, что вам понравилось и у вас появилось желание если не переехать в Крым навсегда, то по крайней мере побывать здесь в качестве туриста!

Развивайтесь, творите и созидайте!
До встречи в Крыму!

4 комментария:

  1. Спасибо за статьи прочел все 3 части, буду еще ждать новых :)
    Сам собираюсь переехать, давно мечтал жить у моря, а с нынешними событиями сама судьба велит, хотел только поправить, то что читал про Севастополь очень врезалось в память - памятник не затонувшим кораблям а затопленным, их Нахимов затопил специально, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов). 11 сентября 1854 года

    Спасибо за статьи и удачи;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Весной и летом я обязательно ещё напишу статьи про Крым и Севастополь, ведь многими красками заиграет природа, которых я здесь ещё не видел. Ну и сделаю более солидную коллекцию фотографий, не только города Севастополя, но, возможно, и других городов, и природы.

      Так что если будете в Крыму, а ещё лучше - в Севастополе, обязательно напишите. Заодно расскажете, насколько объективно я описал красоту города и вообще здешнюю жизнь.

      А по поводу памятника я сейчас исправлю. Я действительно очень рад, что мои статьи читают и наконец-то комментируют - и не просто так, а с душой. Спасибо большое!

      Удалить
  2. Отличные посты! В моем Ставрополе тоже оплата за проезд производится на выходе. Недаром города часто путают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я до сегодняшнего дня не путал Севастополь с Ставрополем, но мне кажется, что скоро начну :) Благодарю за отзыв!

      Удалить