Здравствуйте, дорогие друзья!
В предыдущей статье я пообещал, что расскажу об интересном моменте, который связан с психологией в отношениях учителя с учеником, который я встретил в книгах Карла Мая. Должен сказать, что этот момент встречается во многих книгах и фильмах, но всё-таки достаточно редко, а тем более редко он встречается в открытом виде.
В чём суть этого важного момента? Суть в том, что более опытный и умудрённый жизнью человек видит мир более правильно, чем молодой и неопытный человек. И более опытный, становясь гласно или негласно учителем неопытного человека, старается ему помогать и обучать уму-разуму, хотя при этом с виду может показаться, что к неопытному у него презрительное отношение и постоянные лишние насмешки...
Данный момент - не аксиома.
Но следует понимать, что данный момент - не аксиома, но он имеет место в жизни. Потому что часто бывает, что более старший и, казалось бы, опытный человек на самом деле самый настоящий зазнайка или дурак, который за жизнь не научился никакой мудрости, кроме как обманывать других и считать себя самым умным.
В чём суть этого важного момента? Суть в том, что более опытный и умудрённый жизнью человек видит мир более правильно, чем молодой и неопытный человек. И более опытный, становясь гласно или негласно учителем неопытного человека, старается ему помогать и обучать уму-разуму, хотя при этом с виду может показаться, что к неопытному у него презрительное отношение и постоянные лишние насмешки...
Данный момент - не аксиома.
Но следует понимать, что данный момент - не аксиома, но он имеет место в жизни. Потому что часто бывает, что более старший и, казалось бы, опытный человек на самом деле самый настоящий зазнайка или дурак, который за жизнь не научился никакой мудрости, кроме как обманывать других и считать себя самым умным.
Но,
увы, современные тенденции таковы, что начальники (которые по должности
должны быть учителями) чаще беспринципные люди, пробившиеся наверх по
чужим головам, а не люди, которые своим умом и благими намерениями
достигли честного успеха и которые могут быть хорошими учителями для
своих подчинённых.
На примере.
Значит,
в целом я обрисовал картину этого момента в отношениях учителей и
учеников. Тогда приступим к делу на примере. За основу я взял книги Карла Мая "Виннету, вождь апачей" и "Белый брат Виннету". В будущем постараюсь эту тему дополнить более серьёзными книгами.
Вообще,
книги
эти хороши как приключенческая литература, несмотря на то, что главный
герой (от его лица и ведётся повествование) попадает в разные передряги и
всегда выходит из них победителем. Уж слишком просто новичку на Диком
Западе даётся решение всех проблем, в которых он бывает впервые.
Но что взять - это же не отчёт об экспедиции реального человека. Тем не менее, книга меня удивила тем, что в ней практически открытым текстом показаны взаимоотношения учителей и ученика (главного героя).
Так что давайте приступим к разбору нескольких фрагментов из книг, я сопровожу всё это поясняющими комментариями.
Но что взять - это же не отчёт об экспедиции реального человека. Тем не менее, книга меня удивила тем, что в ней практически открытым текстом показаны взаимоотношения учителей и ученика (главного героя).
Так что давайте приступим к разбору нескольких фрагментов из книг, я сопровожу всё это поясняющими комментариями.
Виннету, вождь апачей. Глава II. Клеки-Петра.
...Они уехали, а мы освободили от ноши моего коня, и я отвел его в сторону, чтобы расседлать и стреножить. Сэм тем временем описывал наши приключения Паркеру и Стоуну. Нас разделяла палатка, и они не заметили, как я подошел с противоположной стороны и услышал весь рассказ Сэма. [Как накануне главный герой спас жизнь Сэму]
— Поверьте, все так и было. Этот парень прицелился в самого большого, самого сильного быка и свалил его одним выстрелом, словно старый, опытный охотник. Конечно, я всыпал ему как следует за «легкомыслие», но я-то знаю цену такому выстрелу!
— Я тоже, — подтвердил Стоун. — Из гринхорна получится отличный охотник-следопыт.
— И совсем скоро, — долетел до меня голос Паркера.
— Да, — сказал Хокенс, — он вестмен от рождения. К тому же эта его необычайная физическая сила! Вы видели, как он вчера один вытянул тяжеленный воз? Где пройдет — там трава не скоро поднимается! И тем не менее я считаю, мы не должны хвалить его.
— Но почему?
— Иначе он зазнается.
— Да нет, вряд ли.
— Конечно, парень он бесхитростный, и все же никогда не следует слишком хвалить человека, даже самый скромный может зазнаться. А потому будем и впредь называть его гринхорном. У парня есть все задатки стать со временем настоящим вестменом, но их еще надо долго и упорно развивать.
— Сэм, ты хоть поблагодарил его за то, что он спас тебе жизнь?
— И не подумал!
— Ну уж это ни в какие ворота не лезет!
— Мне все равно, чтоб мне лопнуть! Можешь считать меня неблагодарным, но я думаю о парне. Главное, чтобы он не заважничал и оставался таким, как есть. Хотя, признаюсь, я бы с удовольствием пожал ему руку и расцеловал в обе щеки!
Этот
фрагмент очень интересный тем, что учитель (Сэм Хокенс) открытым
текстом говорит своим товарищам, что он не хвалит и не собирается
хвалить главного героя (новичка) по той причине, чтобы он не зазнался. И
учитель говорит, что этим самым он оказывает помощь новичку, чтобы он
стал настоящим профессионалом.
Как
я говорил, повествование идёт от главного героя (этого самого новичка).
Так вот, новичок этот благосклонно относится к своему учителю и часто
говорит в книге, что не сердится на учителя за его часто колкие слова,
потому что понимает, что он желает ему только добра.
В
общем, красивая картина получается. Учитель, который воспитывает
скромность в своём ученике, который, в свою очередь, уважает учителя. А
ведь большая часть людей чаще всего в такой ситуации подумают, что
учитель их - самодур, который не видит в своём ученике молодого гения.
Кстати,
частые неудачи учителя в книге (Сэма Хокенса), как мне кажется, может
на самом деле не неудачи - а это он специально создаёт такие ситуации,
где ученик лучше себя проявляет?
Надеюсь, я понятно объяснил красоту момента взаимоотношений учителей и ученика. Но это ещё не всё. Дальше - ещё интересней.
Виннету, вождь апачей. Глава V. Ясный день.
— Какая замечательная вещь этот рисунок, надо обязательно взять на заметку, — воскликнул Сэм. [рисунок по которому совпал след копыта]
— Да, возьми на заметку! — подхватил Паркер. — И еще кое-что.
— Что?
— А то, что ты, учитель, учишься у своего ученика.
— Неужели ты думаешь, что обидел меня, старина Билл? Ничего подобного, хи-хи-хи! — засмеялся Сэм. — Учителю всегда приятно узнать, что его ученик превзошел учителя по уму и смекалке.
Тут
учитель (Сэм Хокенс) прямым текстом говорит то, что говорят только
самые мудрые учителя - что им приятно, когда ученик превосходит учителя
Хороший учитель - хороший ученик.
Я даже слышал следующую вещь. К примеру, если есть мастер в каком-то деле, то если он действительно хороший мастер и при этом хороший учитель, тогда он сможет воспитать ученика, который обучится искусству мастера лучше его самого.
В жизни это сложно заметить, но в разных видах спорта, боевых искусствах или настольных играх это заметить легко. Для примера я возьму свою любимую игру - го. В ней чётко определены уровни мастерства от 30 кю до 1 кю, а потом очень сильные игроки от 1 дана до 9 дана. Так вот, если есть некий 2 дан, который как бы застрял на своём уровне и не может продвинуться дальше, то если он возьмётся обучать кого-то своему мастерству, он сможет его научить уровню игры лучше себя - до 3, 4, а то и 5 дана.
То есть в спорте, где все ранги легко определить, мастерство учителя, которое передалось ученику, легко увидеть. Тут, наверное, дело в том, что учитель - мастер своего дела обучает ученика всем премудростям, которые накопил с длительным опытом.
И получается, что ученик не только получает мастерство от учителя, но и привносит что-то своё, что можно сказать талантом. А ведь талант + мастерство порождают истинное мастерство, что и выливается в то, что ученик может превзойти своего учителя.
Любой учитель тоже учится.
А ведь любой учитель сначала учится сам. И у каждого ученика есть свой учитель. Любой мастер - шахматист или боксёр, слесарь или водитель, плотник или сварщик: человек любого дела - когда-то сам был учеником и обучался мастерству своего дела. И может быть, что формально он нигде не числился учеником и не имел конкретного учителя, но ведь он учился, набирал опыт, и в итоге стал мастером своего дела.
Приведу ещё один фрагмент, последний. Так сказать, чтобы закрепить материал.
Хороший учитель - хороший ученик.
Я даже слышал следующую вещь. К примеру, если есть мастер в каком-то деле, то если он действительно хороший мастер и при этом хороший учитель, тогда он сможет воспитать ученика, который обучится искусству мастера лучше его самого.
В жизни это сложно заметить, но в разных видах спорта, боевых искусствах или настольных играх это заметить легко. Для примера я возьму свою любимую игру - го. В ней чётко определены уровни мастерства от 30 кю до 1 кю, а потом очень сильные игроки от 1 дана до 9 дана. Так вот, если есть некий 2 дан, который как бы застрял на своём уровне и не может продвинуться дальше, то если он возьмётся обучать кого-то своему мастерству, он сможет его научить уровню игры лучше себя - до 3, 4, а то и 5 дана.
То есть в спорте, где все ранги легко определить, мастерство учителя, которое передалось ученику, легко увидеть. Тут, наверное, дело в том, что учитель - мастер своего дела обучает ученика всем премудростям, которые накопил с длительным опытом.
И получается, что ученик не только получает мастерство от учителя, но и привносит что-то своё, что можно сказать талантом. А ведь талант + мастерство порождают истинное мастерство, что и выливается в то, что ученик может превзойти своего учителя.
Любой учитель тоже учится.
А ведь любой учитель сначала учится сам. И у каждого ученика есть свой учитель. Любой мастер - шахматист или боксёр, слесарь или водитель, плотник или сварщик: человек любого дела - когда-то сам был учеником и обучался мастерству своего дела. И может быть, что формально он нигде не числился учеником и не имел конкретного учителя, но ведь он учился, набирал опыт, и в итоге стал мастером своего дела.
Приведу ещё один фрагмент, последний. Так сказать, чтобы закрепить материал.
Белый брат Виннету. Глава I. В роли сыщика.Как видите, Олд Дэт даже не был ни разу ранен, хотя провёл на Диком Западе срок жизни целого поколения. О чём это говорит? Вспомните фразу Чапаева "Ранен? Ну и дурак". Следовательно, Олд Дэт очень даже правильно смотрит на жизнь, раз не допустил ошибок для ранения. Уже хотя бы за это он достоит большого уважения. А главный герой как раз и проникся уважением к этому человеку.
...Это был Олд Дэт! Мне уже доводилось слышать об этом знаменитом вестмене. Его слава гремела по ту сторону Миссисипи, о нем ходили легенды на всех стоянках и у всех костров в прерии, его имя было известно даже в городах на Востоке. И если в том, что о нем рассказывали, содержалась хотя бы десятая, ну двадцатая доля правды, то он был непревзойденным стрелком и отчаянным искателем приключений, достойным того, чтобы снять перед ним шляпу. Срок жизни целого поколения провел он на Диком Западе и, несмотря на угрожающую со всех сторон опасность, даже не был ранен, почему многие суеверные люди поговаривали, что его не берут пули.
... Невероятно высокий и сутулый, он действительно выглядел так, словно состоял исключительно из кожи и костей ... Известный вестмен действительно производил кошмарное впечатление.
... — Скажите начистоту, какого черта вас занесло в Штаты?
— Да так же, как и всех остальных: в погоне за счастьем.
— Что правда, то правда. Там, в Европе, люди думают, что стоит здесь только пошире открыть карман, и блестящие звонкие доллары сами в него посыплются. Если кому-нибудь повезет, то газеты кричат об этом на каждом углу, а о тех тысячах, что тонут, гибнут и пропадают без следа, — молчок.
... Моя мать души во мне не чаяла, и благодаря ее стараниям и хлопотам я достиг такого высокого положения, откуда явно проглядывало счастье. Но затем она умерла, а я считал себя значительно умнее других — и поплатился за это. Мой вам совет, сэр: будьте благоразумнее меня.
... — Не сердитесь на старика, сэр. Я тоже когда-то учился в университете и даже теперь с удовольствием вспоминаю, каким нахальным и самонадеянным мальчишкой я тогда был. Прощайте!
... Мне хотелось рассердиться на него, я пытался вызвать в себе злость, но не мог. Почему-то старый вестмен внушал мне жалость. Он наговорил массу неприятных вещей, но при этом его голос звучал мягко, дружелюбно и убедительно. Все его поведение свидетельствовало о том, что он относится ко мне благосклонно и по-приятельски. Несмотря на свое внешнее уродство, Олд Дэт произвел на меня приятное впечатление, хотелось открыться и спросить его совета, но я не имел права вводить постороннего в курс дела, порученного мне, и только мне, хотя и сознавал, что такой опытный человек мог бы оказать неоценимую помощь в моих поисках.
Я
убрал большую часть фрагмента, где Олд Дэт раскусил чуть ли не
полностью, кто такой главный герой книги, откуда он приехал и по каким
делам, - и всё это всего-лишь по нескольким зацепкам, которые главного
героя по неопытности выдали его.
И если проанализировать текст, то получается, что хоть новый учитель (Олд Дэт) наговорил вроде бы грубостей, на самом деле же дал много хороших советов и отнёсся к главному герою благосклонно.
И главный герой тоже молодец - оценил нового учителя хоть слегка и по внешнему виду, но всё же - как опытного человека, который может во многом помочь. А ведь мог обидится и посчитать его старым дураком.
Кстати, Олд Дэт рассказал, что сам прошёл путь главного героя, сам был новичком и поплатился за то, что считал себя умнее других. Это прямой намёк на то, что нужно быть скромнее.
Опять вырисовалась красивая картина отношений хорошего учителя и ученика.
Все мы и учителя, и ученики.
Надо сказать, что каждый человек друг другу одновременно и учитель, и ученик. Так что данная тема - не просто психологический момент в отношении конкретных людей, которых можно назвать учителем и учеником. Данная тема - отражение всей нашей жизни, всех людей.
Каждый другого чему-то учит и сам чему-то учится. Просто мы в суете жизни на это не обращаем внимания. И учителей по жизни может быть много: один будет учить одному, другой – другому.
И надо понимать, что у каждого своя дорога, кто-то не заметит в жизни этого момента, а кто-то его начнёт видеть и станет по-другому смотреть на жизнь и на окружающих его людей.
В чём суть момента?
Как вы наверняка поняли, суть момента не просто в скромности ученика и мудрости учителя. А если учесть то, что момент этот пронизывает всю жизнь и всех людей, что все люди друг другу где-то учителя, а где-то ученики, то становится понятным то, что суть момента - в скромности человека вообще и уважении человеком других людей.
Только при уважении другого человека можно увидеть в нём положительные качества. У всех нас есть плюсы и минусы, но у каждого есть выбор - находить плохие черты характера у людей вокруг или наоборот - находить положительные и пытаться им научится. А увидеть и признать что кто-то в чём-то лучше тебя может только хотя бы малость скромный человек. И этот человек будет хорошим учеником.
И если проанализировать текст, то получается, что хоть новый учитель (Олд Дэт) наговорил вроде бы грубостей, на самом деле же дал много хороших советов и отнёсся к главному герою благосклонно.
И главный герой тоже молодец - оценил нового учителя хоть слегка и по внешнему виду, но всё же - как опытного человека, который может во многом помочь. А ведь мог обидится и посчитать его старым дураком.
Кстати, Олд Дэт рассказал, что сам прошёл путь главного героя, сам был новичком и поплатился за то, что считал себя умнее других. Это прямой намёк на то, что нужно быть скромнее.
Опять вырисовалась красивая картина отношений хорошего учителя и ученика.
Все мы и учителя, и ученики.
Надо сказать, что каждый человек друг другу одновременно и учитель, и ученик. Так что данная тема - не просто психологический момент в отношении конкретных людей, которых можно назвать учителем и учеником. Данная тема - отражение всей нашей жизни, всех людей.
Каждый другого чему-то учит и сам чему-то учится. Просто мы в суете жизни на это не обращаем внимания. И учителей по жизни может быть много: один будет учить одному, другой – другому.
И надо понимать, что у каждого своя дорога, кто-то не заметит в жизни этого момента, а кто-то его начнёт видеть и станет по-другому смотреть на жизнь и на окружающих его людей.
В чём суть момента?
Как вы наверняка поняли, суть момента не просто в скромности ученика и мудрости учителя. А если учесть то, что момент этот пронизывает всю жизнь и всех людей, что все люди друг другу где-то учителя, а где-то ученики, то становится понятным то, что суть момента - в скромности человека вообще и уважении человеком других людей.
Только при уважении другого человека можно увидеть в нём положительные качества. У всех нас есть плюсы и минусы, но у каждого есть выбор - находить плохие черты характера у людей вокруг или наоборот - находить положительные и пытаться им научится. А увидеть и признать что кто-то в чём-то лучше тебя может только хотя бы малость скромный человек. И этот человек будет хорошим учеником.
Друг - другой
Суть момента также заключается в умении дружить. Это можно назвать следствием написанного выше или сопутствующим дополнительным качеством.
Один умный человек когда-то говорил: -
Один умный человек когда-то говорил: -
... Чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех - и у врагов и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью.
Слово друг - значит другой. Ведь может дружить физик с биологом или водитель с продавцом. И каждый друг для друга - другой. Вот у друга (другого) и не стыдно чему-нибудь учится. Друга мы уважаем, и дружим по той причине, что видим в нём хорошего человека, уважаем его, признаём, что он что-то умеет и чего-то достоит в своей жизни.
Так и надо по жизни видеть во всех людях друзей. Надо уважать других и находить в них положительные стороны. Тогда вы автоматически становитесь учеником, который способен чему-нибудь научится.
Так и надо по жизни видеть во всех людях друзей. Надо уважать других и находить в них положительные стороны. Тогда вы автоматически становитесь учеником, который способен чему-нибудь научится.
Фильмы и мультфильмы.
Как я писал выше, в фильмах данный момент тоже встречается, хотя и редко. Но всё-таки встречается, и не только в фильмах, но и мультфильмах. Когда его замечаешь, тогда начинаешь смотреть на фильм или мультфильм совершенно другими глазами.
Ведь как обычно: все видят только тему любви и дружбы. Но мало кто замечает, что в фильмах у главного героя очень часто есть учитель, который как раз и учит главного героя настоящей дружбе и жизненной мудрости. Иногда учителем выступает человек, иногда обстоятельства и друзья.
Я не пытаюсь описать всю массу фильмов, но попробую прикинуть общую схему для многих.
В начале истории главный герой считает себя умнее других, хотя ничего не добился в жизни, а если добился, то только тем, что не обращал внимание на других, шёл по головам, без уважения к другим, без честности. В какой-то момент он влюбляется, но у него ничего не получается. Он соприкасается с умными людьми, но отвергает их помощь, считая себя умнее их. Потом происходит какой-то переломный момент, он начинает прямо обучаться у умных людей или те скрытыми рычагами начинают на него воздействовать. Главный герой меняется в лучшую сторону. Под конец у него всё получается, или он начинает отдавать предпочтение более важным вещам, чем те, которые считал некогда важными. И с любовью у него, чаще всего, тоже всё получается. Все счастливы, конец :)
Приведу пару примеров с таким сценарием, а вам уже судить - прав я или нет. Мультфильмы: Самолёты (русский и американский), Тачки, Кунг-Фу Панда. Фильмы: Гран Торино, Аватар, Император и убийца, Танцующий с волками, Неприкасаемые и многие другие.
Так в чём смысл?
А смысл в том, что все мы на протяжении жизни накапливаем какой-то опыт, который передаём своему окружению или, в конце концов, своим детям. Все мы чему-то учимся и чему-то обучаем. И мудрость состоит в том, чтобы все эти знания как-то отфильтровать, как-то объединить и, если это возможно, использовать на благо себе и на благо другим.
Развивайтесь, творите и созидайте!
Учитесь и обучайте!
Учитесь и обучайте!
До встречи с собой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий