пятница, 3 апреля 2015 г.

Начальник и подчинённый

Для большинства людей, наказанием является необходимость мыслить.
Генри Форд
Здравствуйте, дорогие друзья!

Эта статья - идейное продолжение статьи про учителей и учеников, только слегка в другом свете, можно сказать, на параллельную тему. Если каждый человек может быть в чём-то учителем, а в чём-то учеником, и это может быть явно или неявно, то далеко не каждый в нашем мире начальник.


Я писал, что современном мире начальники чаще всего оставляют желать лучшего. А каким должен быть настоящий начальник? Об этом в сегодняшней статье давайте порассуждаем вместе. Но сначала - небольшое продолжение темы "учитель и ученик".

Дополнение про учителей и учеников

Предыдущая статья у меня вышла огромная, но, тем не менее, мне в голову пришли ещё мысли, которые я обязан дописать, чтобы полностью - от а до я - закрыть тему "учитель и ученик" и с более серьёзными основаниями перейти к теме "начальник и подчинённый".

Учителю нужен ученик.

Во-первых, я забыл упомянуть важную деталь. Хоть я и сказал, что все друг другу одновременно и учителя, и ученики, но следует сказать и то, что в конкретных отношениях учителя с учеником не только ученик постигает мудрость от учителя, но и учитель получает очень важный опыт.

Есть такое понятие - матёрый. Созвучно понятию мать, - а мать что делает? - учит. Матёрый, значит мастер своего дела. А почему мастер? - потому что учит других.
Я, конечно, не претендую на истинное истолкование слов (как "друг", так и "матёрый"), но в таком свете они хорошо подчёркивают тему авторитетом мудрости языка, поэтому и использую. Можете отрицать такое толкование, но повторяю - я его не беру за основу, всего лишь предоставляю как версию, да и без толкования слов статья не потеряет своей основной идеи. Как солнце не называй, а оно утром всё равно взойдёт.
Так вот, обучая ученика, учитель заново, от азов вспоминает сам для себя все уровни своего мастерства, и ученик при обучении может своими свежими идеями заставить учителя по-новому взглянуть на обычные вещи, а где-то прямо чему-нибудь научиться у ученика. Вот и получается, что обучая, учитель укрепляется в своём мастерстве и даже преувеличивает его.

Поэтому можно сказать, что не только ученику нужен учитель, но и учителю нужен ученик.

Во-вторых, я ещё нашёл красивый пример отношений учителя и ученика, а вернее - вождя (начальника) и подчинённого. А это уже плавный переход к основной теме этой статьи.
Белый брат Виннету. Глава IV. Через пустыню Мапими.
   Виннету склонил голову, словно прислушиваясь, и в следующее мгновение вскочил на ноги. Пламя костра ярко осветило могучую фигуру молодого вождя.
   — Что случилось? — встревоженно спросил я.
  — Уши Виннету услышали, как на каменной тропе споткнулась лошадь. Ко мне скачет гонец, и ему придется спешиться, чтобы проверить, кто сидит у костра. Поэтому я встал, чтобы он издали увидел меня.
   Невероятно чуткий слух Виннету не подвел его. Вскоре к нам действительно подъехал всадник, остановил коня и спрыгнул на землю перед вождем. Тот встретил его строго: выговорил ему за то, что воин не сумел приблизиться бесшумно. Апач с уважением выслушал неприятные слова вождя, ничем не выказав своего недовольства или раздражения. Это был свободный воин, признающий волю и приказ начальника.
Вождь строго выговорил воина за то, что последний допустил ошибку. Тем не менее, воин не просто выслушал вождя, а выслушал без всякого недовольства и с уважением! Вроде бы, а что тут такого? Ан-нет - ещё одна прекрасная картина, когда к более опытному относятся с уважением.
В следующий раз воин будет вести себя осторожней и, вполне может быть, этим сохранит себе жизнь. А ведь мог бы надуться на вождя, но нет - он принял с благодарностью его указание на собственную ошибку.

И небольшая важная деталь - это свободный воин, признающий волю и приказ начальника. То есть не просто слепой исполнитель, который обязан подчиняться, а человек, сознательно признающий волю более опытного воина.

Ну что же, теперь перейдём к нашей новой теме. И на этот раз я поделюсь фрагментами не с художественных книг, а с самой настоящей "библии предпринимателей" - книги Генри Форда "Моя жизнь - мои достижения".

Начальник и подчинённый

Кто такой начальник? Это руководитель, управленец. А каким бывает управление? Согласно Достаточно Общей Теории Управления, управление бывает структурным (директивно-адресное, по заранее сформированной схеме взаимоподчинённости) и бесструктурное (когда нет структур, но информация, вброшенная в среду людей, заставляет их действовать по какому-то плану, как бы без приказа). Структурный способ управления вытекает из бесструктурного. И действительно умелый управленец обладает знаниями относительно обеих способов управления.

Пример с истории.

В истории есть немало примеров талантливых управленцев: автомобилепромышленник Генри Форд, военачальник Михаил Кутузов и многие другие. Если вы читали "Войну и Мир" Льва Толстого, то наверняка помните, как руководил своей победоносной армией Кутузов. Он не отдавал приказания, не строил конкретные планы (за что многие из-за непонимания считали его бездарным военачальником), - он внимательно следил за настроением своих войск и исходя из него принимал решения о том или ином движении армии. А Наполеон, считавший себя военным гением (и вокруг него все так считали), строил планы, рисовал по картам будущие схемы сражения, которые почти всегда не воплощались.

Каким должен быть начальник?

Давайте определимся, кто же такой начальник в общем смысле? Или, вернее, кем он должен быть в идеале? Всё дело в том, что современные начальники чаще всего не отвечают не только нормам человеческим, справедливым, а иногда и вовсе - нормам занимаемой должности.

Как бы правильная картинка...
К примеру, вот что Форд пишет о желании людей быть руководимыми.
Страницы 81-82: желание быть руководимым.
Отбор не труден. Он происходит сам собой вопреки всякой болтовне о недостатке случаев выдвинуться вперед. Средний работник больше дорожит приличной работой, чем повышением. Едва ли более 5% всех тех, кто получит заработную плату, согласится взять на себя сопряженные с повышением платы ответственность и увеличение труда... Подавляющее большинство, однако, желает оставаться там, где оно поставлено. Они желают быть руководимыми, желают, чтобы во всех случаях другие решали за них и сняли с них ответственность. Поэтому главная трудность, несмотря на большое предложение, состоит не в том, чтобы найти заслуживающих повышения, а желающих получить его.
Получается, что начальник - значит ответственность. И не каждый хочет отвечать за большее, даже при повышении зарплаты. Поэтому можно с уверенностью сказать, то настоящий начальник как минимум ответственный человек.

И, кстати, настоящий начальник обязан знать все цепочку трудовой деятельности. Ведь что за начальник, который не знаем чем конкретно занимаются его подчинённые?

Вот что Форд пишет про отношение большинства людей к необходимости мыслить.
Страница 85: однообразная работа.
Однообразная работа – постоянное повторение одного и того же, одним и тем же способом – является для некоторых чем-то отталкивающим. Для меня мысль об этом полна ужаса; для других, даже для большинства людей, наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту. Работы, требующие мышления в соединении с физической силой, редко находят охотников – мы постоянно должны искать людей, которые любили бы дело ради его трудности. Средний работник ищет, к сожалению, работы, при которой он не должен напрягаться ни физически, ни особенно духовно.
Тут даже не буду комментировать - и так понятно.

Начальник - не просто табличка на рабочем столе.

Часто можно услышать от людей, мол, начальник дурак (повод всегда найдётся). Увы, в современном мире это бывает очень часто именно так. Но с другой стороны, если говорить о настоящем начальнике, то ведь он не просто протирает штаны на своей должности. Как минимум по той причине, что он в своё время тоже был простым рабочим и со временем, и с усилиями добился своей должности, не побоялся большей ответственности.

Также нужно понимать, что если начальник всего лишь сидит с бумагами, это не значит, что он ничего не делает. Я писал, что управление бывает разное, а чем сложнее вид работы, тем качественней должно быть управление. Ну не может президент автомобильной компании работать на конвейере, собирать кузов - у него работа совершенно другого качества.

Начальник и служащий - компаньоны.

Поэтому как и начальник должен уважать рабочего, так и рабочий должен уважать начальника. Каждый занимает свою должность и отвечает за свою работу. Напомню, что речь идёт об идеальном примере, или хотя бы стремящемуся к идеальности.

Вот что Форд пишет по этому поводу:

Страницы 95-96: служащий и начальник - компаньоны.
Не принято называть служащего компаньоном, а все же он не кто иной, как компаньон. Всякий деловой человек, если ему одному не справиться с организацией своего дела, берет себе товарища, с которым разделяет управление делами. Почему же производитель, который тоже не может справиться с производством с помощью своих двух рук, отказывает тем, кого он приглашает для помощи в производстве в титуле компаньона? Каждое дело, которое требует для ведения его более одного человека, является своего рода товариществом. С того момента, когда предприниматель привлекает людей в помощь своему делу – даже если бы это был мальчик для посылок, – он выбирает себе компаньона. Он сам может быть, правда, единственным владельцем орудий труда и единственным хозяином дела; но лишь в том случае, если он остается единственным руководителем и производителем, он может претендовать на полную независимость. Никто не может быть независимым, если зависит от помощи другого. Это отношение всегда взаимно – шеф является компаньоном своего рабочего, а рабочий товарищем своего шефа; поэтому как о том, так и о другом, бессмысленно утверждать, что он является единственно необходимым. Оба необходимы. Если один проталкивается вперед, другой – а, в конце концов, и обе стороны – страдают от этого.

Форд прекрасно понимал все принципы отношений между людьми, поэтому он и стал гигантом XX века, достиг небывалых высот. Он уважал своих рабочих, предоставлял им широкие возможности для карьерного роста, а рабочие уважали его.

Ещё пару слов о том, почему же начальник и служащий являются компаньонами:


Страницы 98-99: труд, работа, общее дело работодателя и подчинённых.
Великое дело наш повседневный труд. Работа – тот краеугольный камень, на котором покоится мир. В ней коренится наше самоуважение. И работодатель обязан выполнять еще больший труд в свой рабочий день, чем его подчиненные. Предприниматель, который серьезно относится к своему долгу перед миром, должен быть и хорошим работником. Он не смеет говорить: «я заставляю на себя работать столько-то тысяч человек». В действительности, дело обстоит так, что он работает для тысяч людей, – и чем лучше работают, в свою очередь, эти тысячи, тем энергичнее он должен стараться поставлять на рынок их продукты.
Вот так. Настоящий начальник работает для своих людей. Только современные (впрочем, как и во все времена) эгоисты говорят, что на них работают столько-то тысяч человек. Да, начальник в праве так заявить, потому что его должность может быть заслуженная и его умом и усилиями достигнуты успехи его предприятия, благодаря чему многие люди имеют работу.

Но разве всем быть начальникам? Всё равно, как бы люди не были равны в своих возможностях, но всегда будут простые исполнители и руководители. Такова уж природа вещей в этом мире. И плохи те начальники, которые считают себя выше других, судя по табличке на своём столе, отказывая другим людям в собственном достоинстве.

Одни должны производить, другие - руководить процессами производства, третьи - создавать интеллектуальные продукты, четвёртые - налаживать связи между всеми остальными, и так далее.

А теперь вспомните как бы правильную картинку, что была выше:


Она верно отображает суть неправильных и правильных отношений начальника и подчинённых, но не всегда она является правильной по форме. Как я говорил, - не крутить же гайки директору завода, когда у него есть более важные дела. Поэтому настоящий начальник в зависимости от конкретной должности и конкретных условий должен уметь правильно помочь своим подчинённым в выполнении их общей миссии. Иногда нужно только поддерживать хорошую атмосферу на предприятии, а иногда нужно и закатать рукава повыше и показать на личном примере, как можно сделать лучше.

На этом как бы всё.

Много о чём ещё можно порассуждать на данную тему и связанные с ней, но я решил, что на этом моменте нужно поставить точку. Начал я с отношений учителя и ученика, а отношения начальника и подчинённого во многом идентичны. Главная идея, которую я пытался донести - все люди друг другу учителя и ученики, надо быть скромным и уважать того, кто чего-то добился в жизни, а также некоторые других идеи.

Поэтому я ограничился микроэкономикой Форда, потому что она связана с отношениями начальника и подчинённого. Если я начну развивать тему ещё и макроэкономики, то она, во-первых, может затянутся не на две и не три статьи, и, во-вторых, она уже не будет связана с отношениями учителей с учениками (начальников с подчинёнными). Хотя, всё-таки, сделаю

Небольшое отступление

Да, личностное развитие рабочего очень важно, а поэтому тема сокращения времени рабочего дня будет занимать умы людей ещё очень и очень долгое время. Ведь действительно, какая свобода и возможность развиваться может быть у рабочего, если практически всё свободное время он занимается вопросом собственного выживания?

Или, например, как писал в Александр Богданов в несправедливо многими забытом труде "Тектология", насколько рабочий теряет возможности развития при уменьшении заработной платы на 20%? Большинство не задумываясь ответят, что на 20%, но они глубоко заблуждаются. Разберём на примере.

Рабочий получает зарплату 1000 "денег". 200 денег уходят на то, чтобы оплатить коммунальные услуги, 300 денег - на продукты, а также в среднем 100 денег на поддержание своей одежды на должном уровне. В итоге у рабочего остаётся 400 денег, которые он может потратить на своё усмотрение. 50 денег он откладывает на чёрный день, ещё 50 денег тратится на поддержку здоровья, 3 раза по 50 денег он тратит на походы в театр или кино, а также 50 денег на покупку книги. Ещё 100 денег уходит на мелкие расходы и радости жизни или на непредвиденные расходы.

Теперь представьте, что зарплату снизили на 20%. Вместо 1000 денег рабочий станет получать 800. Из них сразу 600 вычитываем на коммунальные услуги, продукты и одежду. И теперь - внимание! - вместо 400 денег у рабочего остаётся 200 денег. То есть реальный удар по возможности рабочего нормально жить равен не 20%, а целых 50%! Теперь ему придётся забыть о театре, книгах или кино, а возможно и на своём здоровье, также, может быть, ничего он не сможет отложить на будущее.

Как видите, вопросы сокращения рабочего дня, справедливой оплаты труда очень важны, но они не входят в тему данной статьи, хотя я и обратил на них достаточно большое внимание, чтобы каждый желающий мог разобраться в них самостоятельно.

Стремитесь к знаниями, уважайте других, будьте честными и справедливыми!
Развивайтесь, творите и созидайте!
До встречи с собой!

Комментариев нет:

Отправить комментарий