вторник, 28 июня 2016 г.

О таланте и талантах

(Расширено и дополнено)

Мы очень часто в повседневности используем слова, смысл которых совершенно не понимаем или просто о нём не задумываемся. Поделюсь несколькими соображениями о таланте и талантах. Не будем разбирать происхождение и множественные интерпретации слова. Если кто не знает, просто напомню, что сам термин «талант» появился от меры веса античной эпохи.

Так что же такое талант? Принято считать, что это выдающиеся способности, которые отличают своего носителя от остальных людей. Это не просто навык, а генетическая особенность или «дар божий». С этим, конечно, можно согласиться в какой-то степени, но тогда мы обрубим другие грани единой смысловой целостности.

Я считаю, что талант, в первую очередь, заключается в постоянных тренировках, развитии своих возможностей, в усердии и силе духа, в твёрдой воле. Какой бы ни была предрасположенность у человека, если он не занимается ею, она не будет раскрыта. Допустим, разве талант чемпиона по бегу на какой-либо дистанции в том, что он просто бегает быстрее других? Разве он не тренировался больше других? Разве он не шёл неустанно к своей победе?

Можно сказать, что талант – не конкретная характеристика, а своеобразное топливо вообще. Конечно, все люди разные и у нас разные предрасположенности. Кто-то лучше поёт, кто-то лучше играет шахматы, кто-то лучше водит автомобиль. У кого-то лучше развиты голосовые связки, у кого-то выше рост. Но если обходить целеустремлённость, как одну из основных граней таланта, тогда лучше о нём совершенно не говорить.

Таким образом, талант предстаёт перед нами как явление двуединой гармонии: потенциала и его освоения. Притом, что потенциал может быть не привязан к конкретному делу, его с помощью намерения и усилия можно раскрыть в любой желаемой области. А потом – практика и совершенствование, как залог освоения.

Я понимаю талант как совокупность «дара божьего» (предрасположенности) и целеустремлённости. Но не обязательно это должен быть «дар». Ведь практически каждый умеет разговаривать и писать. Точно так же можно научиться чему угодно. Талант неразрывно связан с желанием и силой воли. Ведь не бывает «шахматного гена», но есть качества, которые человек применяет в этой игре и достигает успеха.

Последнее утверждение подтверждается исследованиями и практикой психологов и педагогов. Один из учеников Макаренко взял себе на выучку не принятых в музыкальную школу учеников. Через несколько месяцев был проведён конкурс – и победили именно его ученики, а не принятые за свою «талантливость». Победили они потому, что наконец-то произошла их «встреча» с тем, что позволило им увидеть в себе талант. Это социальный фактор, который играет, пожалуй, самое главное значение.

Немного отойдём в сторону. Есть понятие творения, которое творит само себя. Автор будущего произведения придумал сюжет, сцены, но когда он пишет, сам себе удивляется, как его идея претерпевает изменения. Вспышка, озарения, работа подсознания – всё в правилах материального мира. В принципе, здесь всё понятно, данная зарисовка ничего не изменяет в вырисовываемом нами понятии талантливости.

Но есть другой уровень творения, творящего самое себя. Это то, которое приходит извне, и даже сам автор может не понимать его значения. По сути, здесь исчезают понятия таланта и творения, потому что автор не прикладывает никаких усилий для того, чтобы оно появилось на свет. Это из потусторонней области, но и для неё у меня есть своё пояснение, которое не нарушает схему правильного понимания талантливости.

Потому что, прежде чем воспринять потусторонне-гениальное творение, человек, чаще всего сам того не понимая, должен каким-то образом настроить себя на это, сделать шаги навстречу такой своей возможности. Он особенный только условно, это не «искра божья», потому что данная возможность, как показывает практика, доступна всем.

Кстати, до этого момента я использовал понятие «дара божьего» и «искры божьей». Но если это доступно всем, то лучше, как мне кажется, не использовать этих слов. Иначе у человека может появиться соблазн посчитать себя особенным, озарённым «искрой божьей», считая, что она доступна только ограниченному количеству людей, или – что ещё хуже – только ему.

И напоследок. Одно из старых понятий «таланта» подразумевало «дар божий» через своего носителя – другим людям. Красивая метафора, к тому же двуединая. Во-первых, здесь талантливый человек понимается не как особая личность, оторванная от других, наоборот – благодаря таланту он соединяется с другими. И, во-вторых, само понятие таланта или гениальности бессмысленно, если фокусировать внимание исключительно на носителе. Ведь оценить талантливость могут только другие, произведение должно быть понято другими, и одновременно с этим оно обязано затрагивать именно тонкие струны человеческих душ.

Расширяйте свои таланты! Осваивайте свой потенциал!
Развивайтесь, творите и созидайте!
До встречи с собой!

28.06.2016, Волгоград

Комментариев нет:

Отправить комментарий