среда, 5 ноября 2014 г.

Голодные игры. Часть 4

 Какая хрупкая система: рушится из-за горсти ягод.

В предыдущих частях я рассказал о мире Голодных игр, о сойке-пересмешнице, а также интересный факт про растение, которое дало имя главной героине. В этой части я поделюсь своими размышлениями о социальном аспекте сюжета Голодных игр. Я его слегка коснулся в первой части, но чувствую необходимость продолжить более развёрнуто, потому что в сюжете задеты многие важные вопросы общественного развития, на которые не каждый обращает внимание. Статья получилась большая, поэтому попрошу запастись терпением.
 
Для начала небольшая ремарка. Зашёл я как-то на один сайт-справочник о Голодных играх. Читал статьи, поглядывал комментарии. Когда я читал комментарии к статье про Финника Одэйра, у меня отвисла челюсть. Я тогда в одно мгновенье начал понимать, почему многие нещадно критикуют книгу и фильм, и просто плюются в сюжет. - Да потому что толпы фанатов обращают внимание только на платья, сопли отношения и другие глупости, даже не задумываются о более серьёзных вещах. Я фанат книги и фильма, но меня больше интересует вопрос - а не показана ли в сюжете практически нынешняя ситуация во многих странах и ли это предупреждение на будущее. В общем, я и не против других мнений, но реально напрягает, когда видишь, что проблемы жизни и выживания, страшной тоталитарной власти Панема интересуют аж 0 человек, зато десятки человек обсуждают тему "Кто был бы лучшей парой Финнику".



Как вы помните, Капитолий, который почти полностью населён не ведающими горя жителями, которым хочется только хлеба и зрелищ, нещадно высасывает все ресурсы из подчинённых дистриктов. В этом Капитолию помогает регулярная армия - "миротворцы", многие из которых на местах бесчинствуют, грабят и насилуют.


Но главное оружие Капитолия - это Голодные игры, реалити-шоу, которое убивает разом нескольких зайцев:  показывает дистриктам их место, разобщает их между собой, а жителям Капитолия даёт возможность наслаждаться первоклассным зрелищем. Также Голодные игры дают "надежду". Ведь вроде проще было бы устраивать массовые казни, но тогда никакой надежды бы не оставалось. Контролировать надежду - вот главная цель Голодных игр. Покажи населению дистриктов, что надежды нет - бунт не за горами; покажи, что надежда тобой не контролируется - опять, бунт не за горами.

Для более широкого понимания предыдущего абзаца я процитирую предисловие к первому роману, в котором Сьюзен Коллинз раскрыла несколько причин к созданию сюжета Голодных игр:
Трудно назвать какую-то одну причину. Наверное, первые семена были посеяны ещё в детстве, когда в возрасте восьми лет я увлеклась мифологией и прочитала историю о Тесее. Миф рассказывает о том, как в наказание за прошлые провинности афиняне должны были в определённые годы посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их бросали в Лабиринт, обрекая на съедение чудовищному Минотавру. Уже тогда, в третьем классе, я осознала безжалостный смысл этого требования: попробуйте тронуть нас, и мы не просто убьём вас, мы будем убивать ваших детей.
Также в детстве я смотрела очень много фильмов о гладиаторах: древние римляне умели превращать казни в массовые развлечения. На каникулах мы часто ездили с отцом, военным специалистом и историком, к местам известных сражений, а в старших классах я много путешествовала с фехтовальным обществом. Но непосредственным толчком послужил сравнительно недавний случай: сидя у телевизора и щелкая пультом, я вдруг перескочила с реалити-шоу на репортаж о реальных военных действиях. Тогда-то и родилась история Китнисс.
Возможно, потому, что книга написана от первого лица, Китнисс очень близка моему сердцу. Надеюсь, она найдет путь и к вашему. (нашла)
Как видите, причины есть как и в прошлом, так и в настоящем. Поэтому само по себе разумеется то, что в сюжете есть намёки на нашу историю, но лично я считаю, что Голодные игры больше показывают наше настоящее и предупреждают к чему оно может скатиться в будущем, если мы не изменим себя и мир вокруг нас.

О надежде

Про что я говорил перед предисловием? - Про надежду. Посмотрите, как контролируют надежду в нашем мире. По всех каналах показывают развлекательные шоу, везде яркие наряды, также есть конкурсы, победив в котором каждый имеет шанс выиграть миллион, а остальным кукиш. Пофиг, что где-то идут войны, или ещё хуже - война идёт в твоей стране, да что война - и без неё люди гибнут от нищеты в твоём же городе, на твоей же улице. Главное - смотри новости, верь СМИ, подкармливай надежду на лучшую жизнь сюжетами из экрана, и всё будет хорошо.

В этой адской машине пропаганды большую роль играет профессиональный спорт. Признаюсь, и мне интересно иногда посмотреть футбол, хоккей или бейсбол, олимпиады также приковывают к себе моё внимание. Но что такое профессиональный спорт? Это сотни и тысячи инвалидов, как в физическом, так и в психологическом смысле. Миллионы людей с детства надрываются ради того, чтобы быть похожими на профессиональных спортсменов. Спорт - это и средство управления толпами, средство слива эмоций. Болельщики покричали, побесились, попили пива, выпустили пар, а завтра спокойно идут на любимую ненавистную работу. Также с помощью спорта стравливают нации, даже регионы одной страны. Болельщики обожают своего спортсмена и ненавидят другого спортсмена и его болельщиков. Целые народы радуются поражениям соперников, желают им дальнейших неудач. Спорт чаще разобщает народы, чем объединяет их. Профессиональный спорт - это большое массовое шоу, которое наносит больше вреда развитию стран, чем пользы. Конечно, для отдельно взятого человека спорт может быть и большим благом, но - тем не менее.


Правильная альтернатива спорту - это физкультура, главной целью которой должно быть здоровое тело, а не подражание кому-либо и желании "сорвать куш". А спорт - это Голодные игры, но без явных убийств.

О рабстве

Знаете какое раньше было рабство? Раб жил и работал под присмотром своего господина. Его нужно было кормить и одевать, иногда даже лечить. Да и раб всегда норовит сбежать: нужно и надсмотрщиков ставить возле него, или даже на цепь сажать. Немного неудобная система, правда? Вот сейчас - нормалёк: раб сам ходит на работу, сам покупает себе одежду, еду, сам лечится. Идеально, если заработная плата не превышала бы того количества денег, который позволяет просуществовать до следующей зарплаты. Также нужно, чтобы у раба был минимум свободного времени, а если оно всё-таки находится - то чтобы раб ни в коем случае не смел использовать его для своего развития. Поэтому и существует море развлечений, которые отвлекают раба от того, что бы помогло ему вырваться из замкнутого круга своего существования. Появилось свободное время? - пойди напейся с друзьями, посмотри сериал на 100 серий, потанцуй в клубе под недомузыку.

Конечно, можно пофилосовствовать, мол, раз человек так живёт - значит, ему так удобно, т.е. он в какой-то мере сам виноват в таком положении вещей. Может быть, что так. Всё-таки у каждого свой опыт и жизненный путь. Но всё-равно я считаю, что человек обязан задуматься о своей жизни, о положении вещей в том мире котором живёт. Человек должен развиваться, искать справедливость.

Историческая аналогия

Мне постоянно кажется, что в книге были намёки на современные и исторические государства - а именно СССР и США. Я хорошо отношусь к Советскому Союзу, но дистрикт 13 на него похож в том свете, которым его, наверное, представляют на западе - строгий контроль, чуть ли не коммунизм. Но тем не менее дистрикт 13 не лишён трезвости ума, он не безумен - всё-таки в нём выжили благодаря строгой дисциплине, что в их условиях (когда рядом Панем с его технологиями и возможностями) было единственно верной стратегией выживания.

Если говорить про сегодняшний день, то Панем, по-моему, похож на США  с их резервациями и политическими колониями. Ну и, конечно, как же без Капитолиев в каждом штате? Не зря Сьюзен Коллинз расположила Панем на территории Северной Америки, чтобы намёк был яснее. Может быть, в виде Панема она показала не столько современные США, сколько США в вероятном будущем, если не изменятся принципы внутренней и внешней политики. Сколько воен по всей планете, сколько военных баз во многих странах. Также возможно, что где-то были намёки на гражданскую войну США и КША.

Хотя, Панем может быть похож практически на каждую страну: в столице кипит жизнь, мода доходит до извращения, а чем дальше - тем беднее; из регионов тянут ресурсы, люди не живут, а выживают, но живут телевизионной надеждой.

Ладно, особо касаться стран я не хочу, т.к. не хочу политизировать свой блог. Считайте, что это небольшое моё представление о соответствии сюжета историческому противостоянию сверхдержав.

В завершение

"Голодные игры" дают очень много пищи для ума. Поэтому я вновь, как и в первой части, задам читателям несколько вопросов. Также задавайте вопросы себе сами и ищите на них ответы. В том ли направлении мы движемся? Какое будущее будет настоящим наших потомков? С чего начать изменения, чтобы мир стал лучше? И вообще, живём ли мы настоящей жизнью?

На этом у меня про Голодные игры пока всё.
Развивайтесь, творите и созидайте!
До встречи с собой!

И пусть удача всегда будет с вами!

Комментариев нет:

Отправить комментарий